Исследование ученых США: кето-диета может не подойти женщинам

Ученые Калифорнийского университета в Риверсайде изучают, как популярные кето-диеты и диеты интервального голодания работают на молекулярном уровне и одинаковую ли пользу они приносят для обоих полов.

Идея кето-диеты заключается в том, что низкий уровень углеводов и очень высокий уровень жиров и белков должны заставить организм использовать жир в качестве топлива, что приведет к потере веса.

Прерывистое голодание действует по схожему принципу, ограничивая прием пищи небольшим промежутком времени в течение дня. За проведенные без еды часы организм истощает запасы сахара и переключается на сжигание жиров. Жир превращается в кетоновые тела, которые мозг может использовать в качестве топлива.

Несмотря на их популярность, ученые еще не определили гены или белки, которые позволяют диетам работать — если они вообще работают.

«Переключение обмена между сахаром и жиром — удивительно, что мы этого еще не понимаем. Но если мы это сделаем, мы сможем сказать вам, подходит ли вам кето», — считает биохимик UCR Сара Ради.

Но ученые имеют представление о том, как это может работать.

Скорее всего, дело в белке под названием HNF4, который содержится в больших количествах в печени. Это фактор транскрипции, который превращает ДНК в РНК, которая затем превращается в новые белки, и он бывает двух форм: P1 или P2.

Команда ученых первоначально исследовала P2 как протеин, способствующий развитию рака. Они не обнаружили связи с раком, но заметили, что у мышей с высоким уровнем P2 в печени также были разные гены метаболизма.

Они также узнали, что P2 появляется в большем количестве позже в течение дня, что может объяснить, почему мыши не набирали почти такой же вес, если время, которое они едят, было ограничено — даже если мыши ели слишком много.

Ради подозревает, что чувствительный к энергии фермент может вызвать переключение между P1 и P2, что затем может позволить процесс сжигания жира для получения энергии.

Особое внимание в этом исследовании уделяется  тому, как самцы и самки мышей реагируют на кето-диету и периодическое голодание. Некоторые исследования показывают, что есть различия.

«Похоже, что кето не подходит для женщин, потому что мы по-разному метаболизируем жир и разные гены включаются и выключаются в ответ на голодание, — сказал Сладек. — Но мы действительно не знаем, почему это происходит и как это происходит — это то, чему мы надеемся научиться».

Независимо от того, эффективна ли диета для любого пола, исследователи не рекомендуют доводить любую диету до крайности. Неясно, весь ли жир метаболизируется при кето-диете или голодании, или его много просто накапливается в организме. Стандартные японские диеты содержат 20% жира, американские диеты в среднем 35%, а кето-диеты могут содержать до 70 или 80%, что, вероятно, является неприемлемо высоким количеством.

«Если вы едите много жира, это в конечном итоге сделает вас толстым. Если вы съедите слишком много чего-либо, пусть даже это будет морковь, то вы потолстеете, — сказал Сладек.  — В конечном счете, самое главное — это количество, которое вы едите, то, что вы едите, и время дня, когда  вы едите».

08.12.2021