Химики-экологи: уличную обувь дома надо снимать. На подошвах множество патогенов и вредных веществ — от свинца до кишечной палочки

18.03.2022

Все мы моем и чистим обувь, наступив в грязь. Но всегда ли, придя домой, мы снимаем обувь у дверей? Да, большинство из нас так и делает, но не все. А ведь подошвы уличной  обуви — это потенциальный переносчик патогенов, говорится в обзоре ученых, сделанном ранее.

В новой работе химики-экологи отмечают, что «потратили десятилетие на на изучение внутренней среды и загрязняющих веществ, которым люди подвергаются в своих собственных домах». И хотя исследование еще не завершено, его краткий вывод звучит так: снимать обувь дома нужно обязательно.

С помощью программы DustSafe ученые изучали качество воздуха в помещении. Выяснилось, что скапливающияся внутри дома вещества включают в себя не только пыль и грязь от людей и домашних животных, сбрасывающих волосы и кожу. Около трети его поступает извне или вдувается ветром, либо приносится  на подошвах обуви.

«Некоторые микроорганизмы, присутствующие на обуви и на полу, являются лекарственно-устойчивыми патогенами, включая внутрибольничные инфекционные агенты (микробы), которые очень трудно поддаются лечению», — пишет Science Alert.
Добавьте сюда вызывающие рак токсины из остатков асфальта и химикаты для газонов, разрушающие эндокринную систему, — и вы посмотрите на свою уличную обувь, в которой расхаживаете по дому, совсем другими глазами.

Работа ученых включала измерение и оценку воздействия ряда вредных веществ, обнаруженных в домах. В их числе:

• гены устойчивости к антибиотикам (гены, которые делают бактерии устойчивыми к антибиотикам);
  • дезинфицирующие химические вещества для дома;
  • микропластик;
  • перфторированные химические вещества (известные как PFAS, или «вечные химические вещества» из-за их тенденции оставаться в организме и не разрушаться). Они повсеместно используются во множестве промышленных, бытовых и пищевых упаковочных продуктов;
  • радиоактивные элементы.

Основное внимание исследователи уделили оценке уровней потенциально токсичных металлов (мышьяк, кадмий и свинец) в домах  35 стран. Эти загрязняющие вещества, а самое главное — опасный нейротоксин свинец, не имеют запаха и цвета. поэтому нет возможности узнать, находится опасный свинец только в почве или водопроводных трубах, или он уже есть и на полу в гостиной.

Считается, что свинец содержится в почве во дворе. А приносим мы его в дом на подошвах обуви или на лапах наших питомцев. Поэтому, делают вывод ученые, ничто не мешает нам иметь домашнюю обувь. Ну или, если полы теплые, ходите по квартире босиком — это даже полезно. С точки зрения гигиены у такого пребывания  дома нет никаких противопоказаний. Зато все потенциально опасные патогены останутся за порогом.

Фото: Science Alert