О штабах и штыках. Александр Сергеев

В начале недели в Екатеринбурге прошла встреча президента Российской академии наук Александра Сергеева с научной общественностью региона — одновременно рабочая и предвыборная. Открывая ее, председатель УрО РАН академик Валерий Чарушин напомнил, что это уже седьмая подобная встреча, а первая поездка Александра Михайловича после его избрания на пост лидера РАН в 2017 году была именно в столицу уральской науки. Продолжив тему, Александр Сергеев подчеркнул: академический Урал занимает передовые позиции по важнейшим направлениям. Это и связь с индустрией, в частности, оборонной, и тесное взаимодействие с вузами, и плодотворные контакты с властью, что в наше время особенно актуально. Подтверждением этих слов стала состоявшаяся в тот же день очередная рабочая встреча Александра Сергеева с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

Говоря о будущем Академии наук, глава РАН вспомнил прошлое: в 1991 году после распада СССР в сложнейших условиях академии был возвращен статус высшего научного учреждения государства во многом благодаря усилиям уральских академиков Геннадия Месяца и Юрия Осипова. В 2013 году этого статуса и подведомственных институтов академию, увы, лишили.

«Нас нередко называют штабом науки. Но быть штабом, не имея конкретных штыков, которые можно бросить в бой, неправильно. Мы должны возвратить себе руководство деятельностью научных организаций», — заявил президент РАН.

Он ответил на вопросы аудитории, касавшиеся новой системы рейтингования институтов (главным критерием станет экспертная оценка), зарплат научных сотрудников (они выросли до запланированных 200% от средних по регионам, хотя распределение средств в разных коллективах осуществляется по-разному), судьбы ведущих академических журналов (будут переводиться на английский язык и распространяться без иностранных посредников), служебного жилья (успешно работающим ученым через определенный срок квартиры должны передаваться в собственность).

В завершение встречи академик Михаил Садовский поинтересовался: что из заявленного в предыдущей предвыборной программе удалось реализовать? Выполнены примерно две трети из двадцати пунктов, ответил президент РАН. Важным достижением последних лет он считает рост доверия к академии со стороны россиян. В 2021 году в публичном рейтинге РАН заняла первое место среди государственных и общественных организаций (во многом благодаря вкладу ее членов в борьбу с COVID-19), а вообще не опускается ниже второго.

На следующий день уже в Москве Александр Сергеев пообщался с представителями научной общественности на встрече, которую провела Московская региональная организация Профсоюза работников РАН.

В профсоюзе убеждены, что большинство проблем отечественной науки связано с ее хроническим недофинансированием. Поэтому в разосланном накануне выборов открытом письме кандидатам в президенты РАН на первое место был поставлен вопрос о том, какие конкретные шаги необходимо предпринять для реализации рекомендаций Общего собрания РАН о существенном увеличении бюджетного обеспечения науки.

Александр Сергеев согласился, что на науку выделяется недостаточно средств, подчеркнув, что вопрос их привлечения в каждый из секторов — фундаментальные и ориентированные исследования, опытно-конструкторские и прикладные работы — должен решаться по-своему. Если фундаментальная наука — зона ответственности государства, то для поддержки других направлений необходимо выстраивать плотные связи с реальным сектором экономики, который постепенно начинает поворачиваться лицом к науке. По мнению президента РАН, сегодня очень важно побороться за то, чтобы деньги, которые высокотехнологичный российский бизнес до сих пор тратил на закупку научных результатов за рубежом, оставались в стране. Объем этих средств примерно равен бюджетным затратам на гражданские исследования.

Еще один вопрос профсоюза был связан с тем, как руководство академии видит адекватную современным вызовам систему управления научно-инновационным сектором и формируется ли она в стране. Президент РАН сообщил, что возлагает большие надежды на созданный в прошлом году надведомственный координирующий орган — Комиссию по научно-технологическому развитию, потенциал которой постепенно раскрывается. Серьезным сдвигом Александру Сергееву представляется и появление программ нового типа, названных важнейшими инновационными проектами государственного значения — ВИПГЗ, в которых жестко прописана ответственность исполнителей.

Отвечая на неизбежный вопрос, чем из сделанного за пять лет президентства он может похвалиться, Александр Михайлович повторил озвученный в Екатеринбурге тезис, что его команде удалось добиться большей части целей, поставленных в предвыборной программе 2017 года, и тем самым заложить базис для успешного решения десяти ключевых задач по разным направлениям деятельности РАН, обозначенных уже в новой программе на очередной пятилетний срок.

В качестве примера президент РАН назвал раздел, посвященный привлечению молодежи в науку и закреплению перспективной смены. Академия наук сыграла решающую роль в восстановлении научной аспирантуры. Именно благодаря РАН в национальном проекте «Наука и университеты» появились мероприятия, связанные с организацией молодежных лабораторий. Сейчас по стране их создано уже более 500. Базовые школы РАН в разных регионах содействуют выводу на научную орбиту талантливых ребят, лучшие из которых, как надеются в РАН, войдут в интеллектуальную элиту страны.

Была, конечно же, поднята тема о возврате академии возможности участвовать в управлении институтами. Александр Сергеев отметил, что в его программе обозначены направления, по которым велась и будет вестись работа, нацеленная на решение этой задачи. Это повышение юридического статуса с ФГБУ до государственной Академии наук, позволяющего выступать соучредителем научных организаций и проводить научные исследования. РАН должна также получить право законодательной инициативы в вопросах государственной научно-технической политики.

«Необходимо отдавать себе отчет, что есть влиятельные фигуры, которых не устраивает даже нынешний статус РАН, — заявил Александр Сергеев. — Тем не менее мы развиваем функционал академии, добиваемся все новых полномочий. Абсолютно уверен, что время, когда в законах вновь будет зафиксировано, что РАН — высшее научное учреждение страны, придет. Но нам предстоит очень трудный путь. Мы по нему продвигаемся, производная явно положительная. В предстоящие пять лет я буду наращивать усилия по достижению этой цели».

Андрей ПОНИЗОВКИН
Надежда ВОЛЧКОВА

Фото Николая Андрюшова

Нет комментариев