Навеки в бронзе. На Новодевичьем кладбище установлен памятник академику Владимиру Фортову

Образ выдающегося ученого-физика и организатора науки, человека, который при жизни не «бронзовел», получая международное признание за выдающиеся научные результаты и занимая высокие государственные посты, запечатлен в бронзе. Впрочем, композиция получилась совсем не пафосная: Владимир Евгеньевич изображен за кафедрой, в раздумьях, с карандашом в руке и любимым котом Борисом у ног.

Лаконичная надпись на плите гласит: «21-й президент Российской академии наук». Владимир Фортов был академическим человеком до мозга костей. Работал в филиале Института химической физики АН СССР (позднее — Институте проблем химической физики РАН), создал и возглавлял Институт теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур (ОИВТ) РАН, был директором, а потом научным руководителем ОИВТ. Проведенные под его руководством теоретические и экспериментальные работы в области физики высоких плотностей энергии, неидеальной плазмы, космической физики, теории горения и взрыва стали базовыми в этих областях исследования. В мировой науке он известен как создатель и руководитель нового научного направления — динамической физики неидеальной плазмы.

В 1986-2001 годах академик Фортов занимал должность вице-президента РАН, с 2002-го по июнь 2013-го работал академиком-секретарем Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

Президентом Академии наук он стал в самый сложный момент новейшей истории организации, когда на нее обрушилась неожиданная и радикальная реформа. В этот период В.Фортов самоотверженно отстаивал интересы РАН и не дал реализоваться худшим сценариям «реформаторов».

Научное сообщество помнит и об огромной роли Владимира Евгеньевича в создании и развитии Российского фонда фундаментальных исследований, а также о его недолгой, но плодотворной работе на посту главы Госкомитета по науке и технологиям и в должности министра науки и технологий в правительстве Виктора Черномырдина.

В день открытия памятника почтить Владимира Фортова пришли его родственники, друзья, коллеги. Президент РАН Геннадий Красников напомнил о вкладе академика Фортова в укрепление научного потенциала страны. «Он был по-настоящему государственным человеком», — подчеркнул глава академии. «Фортов поражал всех сочетанием силы и доброты, умением находить общий язык с людьми из самых разных слоев общества», — отметила руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова, которая, будучи министром здравоохранения, плотно сотрудничала с ученым в годы его президентства.

Надежда АЛЕКСАНДРОВА