Гроза бактерий. Новое семейство природных антибиотиков описано российскими учеными

Гауземицины, первые представители нового класса липогликопептидных антибиотиков, производятся бактериями рода стрептомицет (Streptomyces sp. INA-Ac-5812). Свое название они получили в честь советского микробиолога Георгия Францевича Гаузе. Работа опубликована в международном химическом журнале Angewandte Chemie.

Мультидисциплинарное исследование гауземицинов проведено в НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф.Гаузе в сотрудничестве с 10 российскими научными организациями. Как сообщают авторы, гауземицины, структурно отличающиеся от основных типов гликолип-пептидов, имеют некоторое сходство с циклическими липопептидами, из которых в клинической практике применяется даптомицин. Уникальные структурные особенности гауземицинов обусловлены, в частности, присутствием в их составе редких аминокислот. Гауземицины оказались эффективны против грамположительных бактерий, включая выделенные в клинике образцы лекарственно-устойчивых патогенов. Грамположительные бактерии — это категория бактерий, имеющих в отличие от грамотрицательных бактерий однослойную клеточную мембрану с прилегающим к ней толстым пептидогликановым слоем.

Выявленное в исследовании важное свойство гауземицинов — их активность в отношении метициллинустойчивого золотистого стафилококка (MRSA), который в настоящее время представляет собой большую проблему для глобального здравоохранения.

Тем не менее гауземицины по спектру действия отличаются от каких-либо известных аналогов. Более того, в нескольких разных экспериментах было показано, что молекулярная мишень гауземицинов не та же, что у антибиотиков-ингибиторов биосинтеза клеточной стенки, ингибиторов репликации ДНК и ингибиторов белкового синтеза. На основании данных о воздействии гауземицинов на бактериальную клетку авторы предполагают наличие опосредованного мембраной механизма. Гауземицины — антибиотики довольно узкого спектра действия, что необычно для соединений, образующих в мембране поры, через которые они проникают в клетку. Например, активность гауземицинов в отношении грамположительных бактерий распространяется на стафилококки, но не на близкие к ним энтерококки. Узкий спектр активности этих соединений может быть преимуществом при разработке направленной терапии, которая рассматривается как один из подходов для преодоления проблемы распространения устойчивости к антибиотикам.