Есть доказательства! Новые исследования подтвердили, что источником пандемии коронавируса был рынок в Ухане

Три исследования, представляющие новые данные о начале пандемии COVID-19, пока опубликованы в виде препринтов, и они подкрепляют идею о том, что коронавирус SARS-CoV-2 имеет зоонозное происхождение. Авторы обсуждаемых работ изучали образцы с уханьского оптового рынка морепродуктов «Хуанань».

В двух исследованиях были проанализированы вирусные геномы из смывов с рыночных лотков и из продуктов вблизи того отсека, где продавались живые животные. Третья работа — это анализ 800 первых случаев заболевания COVID-19 в Ухане, результаты исследования предполагают, что вирус попал к людям на рынке в двух независимых случаях в период между ноябрем и декабрем 2019 года.

В комментарии Nature News автор двух исследований вирусолог из Института Скриппса в Ла-Хойе (Калифорния) Кристиан Андерсен отметил, что вместе все три работы представляют «чрезвычайно строгое доказательство» того, что источником пандемии коронавирусного заболевания является рынок. Ни одно из исследований не указывает на животное, бывшее исходным носителем вируса, отмечает The Scientist. Андерсен высказывает предположение, что енотовидные собаки, млекопитающие, чье мясо и мех ценятся в Китае, могли быть промежуточным хозяином. Эти животные сосуществуют с несколькими коронавирусами. В одном из исследований установлено, что енотовидные собаки продавались в той секции рынка, где выявили коронавирус, пишет Nature News.

Ранее комиссия ВОЗ в сотрудничестве с китайскими учеными, собравшими материал в самом начале пандемии, выявила вирус SARS-CoV-2 в тысяче образцов, взятых с поверхностей на рынке. Генетический анализ показал, что вирус в этих образцах представляет две ранние эволюционные линии, названные А и В. В одном из публикуемых сейчас исследований рынка ученые собирали информацию о первых случаях заболевания в Китае. Это рассказы свидетелей, газетные публикации, фото- и видеоматериалы уханьских пациентов, которые позволили завершить геопространственный анализ первых случаев, показавший, что в самом начале вспышки заражения были сконцентрированы на рынке и вокруг него, постепенно становясь более рассредоточенными. Авторы третьего исследования сообщают, что две линии SARS-CoV-2 А и В генетически слишком различаются, чтобы изначально возникнуть одна из другой в человеке. Скорее всего, коронавирус эволюционировал внутри популяции животных, а затем попал к людям в двух независимых событиях.