Вектор перемен

Законодатели подводят базу под трансформацию высшей школы


Август подходит к концу, а это значит, что совсем скоро университетские аудитории заполнятся студентами. О том, с какими переменами столкнутся молодые люди, как изменятся векторы высшего образования и какая трансформация ждет всю национальную систему, рассказала заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатерина Харченко на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
За полгода весенней сессии депутаты успели принять семь законов для научно-образовательной сферы. Правительство утвердило перечень научных организаций, имеющих право проводить образовательную деятельность по программам специалитета, Совет при президенте по науке и образованию получил возможность утверждать прогноз научно-технологического развития РФ, а порядок его разработки и корректировки теперь будет лично определять глава государства.
Власти также установили правовое регулирование отношений в области образования и науки на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и узаконили дополнительные льготы для прошедших военную службу по призыву и детей погибших от ковида медработников.
Нововведения коснулись и студенческой практики — с этого учебного года молодые люди смогут стажироваться не только в организациях, представляющих собой юрлица, но и у индивидуальных предпринимателей.
Говоря о нововведениях, принятых органами власти, Екатерина Харченко упомянула вступление в силу приказа Минобрнауки РФ об увеличении времени изучения истории России в вузах — с 1 сентября все студенты независимо от специализации будут слушать курс из 144 академических часов вместо традиционных 96.
— Большое внимание также уделяется основам российской государственности и обучению «служению», — отметила Екатерина Харченко. — Основная задача — подготовить хорошего специалиста, но мы не должны забывать и про воспитание.
Нововведенный курс по «основам российской государственности» также станет необходимым для всех студентов университетов. Новый предмет рассчитан на 52 аудиторных часа и на 20 часов самостоятельной работы. Он включает в себя изучение истории государства, его политической системы, экономики и культуры. Читать «государственность» в вузах будут прошедшие специальную подготовку преподаватели.
Что же касается глобальной трансформации всей образовательной системы, то о ней пока говорить рано, убеждена политик. Однако первые шаги для определения новых траекторий уже сделаны. В мае вышел указ Владимира Путина, определивший список пилотных вузов, которые с нового учебного года в рамках эксперимента начнут учить студентов по программам нового формата. В фокус-группу вошли Московский авиационный институт, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
На протяжении последующих двух лет эта вузовская шестерка будет тестировать различные модели и возможные решения в рамках новой системы, чтобы у всех органов власти и экспертного сообщества, ответственного за реформу образовательной системы, было четкое понимание того, какая продолжительность обучения должна быть у различных специальностей и при помощи каких инструментов вузы смогут оперативно готовить кадры для устойчивого развития национальной экономики.
— Мы надеемся, что вузы-пилоты будут активно делиться с сообществом промежуточными результатами, ведь речь идет не только об изменении сроков и названий, — объяснила Екатерина Харченко. — Главная задача — сделать так, чтобы базового уровня было достаточно для выпуска квалифицированного специалиста и работодатели не относились к диплому бакалавра как к «незавершенному образованию». Изменение второго углубленного уровня обучения — более стратегическая задача. Эту ступень ждет серьезная трансформация. Отрадно, что нет спешки, запуск нововведений намечен лишь на 1 сентября 2025 года.
Заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию также отметила тот факт, что Госдума и Минобрнауки «держат руку на пульсе». Рабочие совещания, на которых обсуждаются текущие и будущие реформы, проводятся каждую неделю, а на осень запланировано обнародование национальных докладов, которые напрямую коснутся сис­темы образования.

Татьяна ЧЕРНОВА

 

Нет комментариев