В режиме разморозки

ИНИОН возвращается к жизни

Летом этого года вновь открыл свои двери Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). Семь лет ушло у властей города на восстановительные работы после рокового пожара, случившегося в 2015 году, и вот сотрудники наконец-то возвращаются «домой».
О том, какими проектами занимается ИНИОН сегодня и с какими проблемами сталкивается, когда ждать открытия знаменитой библиотеки, руководители учреждения рассказали на пресс-конференции, организованной МИА «Россия сегодня».
— Есть две важные вещи, которые нам уже удалось сделать, — отметил директор ИНИОН член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов. — В новом здании заработал музей становления общественных наук, которого раньше не было, и открылся конгресс-холл. В нем мы уже провели два мероприятия — Политико-географические чтения имени О.В.Витковского и Научно-практическую конференцию аналитиков России.
Своим чередом идут в институте и исследования. Как рассказал заместитель директора по научной работе Дмитрий Ефременко, ИНИОН многие годы занимался внешними связями России. Продолжается традиционное изучение Азии и Африки. В последние несколько лет институт обратил внимание на восточное и южное направления. Совсем недавно был создан Отдел Ближнего и Постсоветского Востока — в нем и в других профильных отделах проводится множество исследований, связанных с интеграцией на постсоветском пространстве.
— ИНИОН — сложносоставная структура, — добавил Дмитрий Ефременко. — На данный момент у нас сложилось несколько сильных научно-исследовательских школ по таким направлениям, как политические науки и международные отношения, науковедение, литературоведение и языкознание. После пожара мы стремились усилить именно эти позиции, ведь мы в них преуспели. Показателем того, что наши исследовательские мощности удалось сберечь, является тот факт, что ученые ИНИОНа до сих успешно выигрывают крупные и малые гранты.
Сегодня институт ведет три больших проекта. В рамках первого ученые решают социогуманитарные проблемы, связанные с изучением генома, — это комплексные междисциплинарные исследования, в центре которых находятся биоэтика, социальные и политические аспекты развития геномной медицины, например, такие, как защита данных и обеспечение автономии пациента. В рамках второго исследуются трансфер знаний и конвергенция методологических традиций, пересечение и интеграция различных наук — социальных, гуманитарных, естественных.
— Еще один проект — комплексное и сравнительное исследование политики памяти в России и на международной арене, — рассказал заместитель директора по научной работе. — Им руководит известный историк Алексей Миллер. Проект включает в себя сравнительный анализ широкого спектра проблем «политического использования прошлого». Изучаются дискуссии о прошлом в России и на постсоветском пространстве — в свете военно-политических конфликтов это очень острое и актуальное исследование.
Серьезные научные труды выпускаются издательством «ИНИОН». В числе 600 сотрудников института — несколько десятков редакторов. На финальную стадию вышла подготовка книги о вызовах цифровизации, презентация которой, как планируется, пройдет уже в новом году. Совместно с Евразийским банком развития выпускаются брошюры мониторинга взаимных инвестиций на постсоветском пространстве. Традиционный издательский продукт — различные аналитические обзоры.
Что же касается знаменитой библиотеки, то она, видимо, будет открыта только в 2023 году. Более точную дату руководство назвать затрудняется. Все дело в том, что, несмотря на титанические усилия, которые приложили сотрудники для сохранения фондов, библиотеку еще только предстоит вернуть к жизни. Все книги — а их ни много ни мало 1,8 миллиона — должны пройти через персональную обработку. В целях сохранения все эти годы они находились в замороженном (буквально) состоянии.
Больше половины томов уже побывали в конвекционной сушке, но это — лишь первый этап. Параллельно с «реанимированием» пострадавших идет работа по оцифровке библиотеки и созданию каталогов. В ИНИОНе видят перспективу в расширении информационных сервисов для удобства научных исследований, создание системы навигации по институтам и проектам в области социальных наук.
Однако есть проблемы…
— Нужна техника, но компьютеры еще не прибыли в институт по известным причинам, — прокомментировал ситуацию директор ИНИОНа Алексей Кузнецов. — Из-за этого мы не можем создать современный электронный каталог. Пока же заканчивается работа по оцифровке имидж-каталога. Есть специально написанные программы, отсняты все титулы и обложки. На сохранение фонда мы потратили десятки миллионов, но этого мало.
Вопрос недостатка финансирования библиотеки стоит достаточно остро. В качестве примера директор привел тот факт, что на содержание хранилищ Минобрнауки выделяет 13 тысяч рублей в месяц, хотя фактическое содержание помещения обходится в 450 тысяч рублей в месяц, и это только на коммуналку.
По словам А.Кузнецова, он не раз писал письма в министерство с просьбой увеличить финансирование, связанное с обустройством в новом месте, но в ответ получал, что «сначала здание, потом переезд». Но вообще это проблема глобальная: в Минобрнауки, считает директор ИНИОНа, «неадекватные нормативы финансирования библиотек». Научные библиотеки финансируются в несколько раз хуже, чем те, что находятся в ведомстве Минкультуры (таковых большинство).
Библиотеке ИНИОНа до сих пор не удалось привлечь средства и на закупку новых изданий.
— Уже два года я призываю бизнес оказать нам помощь, однако предприниматели не готовы вкладываться в науку и библиотеки, — рассказал Алексей Кузнецов. — За это время мы не получили ни одного спонсорского предложения. В прошлом году мы купили всего 217 книг, в этом купим 60. Основным источником спонсорства остаются наши профессора и интеллигенция, которые дарят книги библиотеке.
Руководители ИНИОНа всерьез настроены принять первых посетителей в новом здании как можно скорее. Кстати, они обещают понизить планку доступности библиотеки и открыть ее двери студентам, начиная с третьего курса, а не только старшекурсникам для работы над дипломом, как было раньше.

Татьяна ЧЕРНОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев