Упредить вредителя

Ученые ставят заслон опасным для леса насекомым

Ученые Сибирского федерального университета и Сибирского госуниверситета науки и технологии им. академика М.Ф.Решетнева изучили природные факторы, предшествующие массовым вспышкам размножения сосновой пяденицы — насекомого-вредителя, чьи личинки наносят серьезный урон лесам на юге Красноярского края. Используя метеонаблюдения и дендрохронологические данные годовых колец деревьев, ученые смогут прогнозировать угрожающий рост численности пяденицы и препятствовать ее распространению в сибирских лесах.
«В условиях изменяющегося климата изучение причин, приводящих к массовым вспышкам численности насекомых-вредителей, в частности, пяденицы сосновой, так же важно, как изучение и предотвращение лесных пожаров, — рассказывает соавтор исследования директор проектного офиса Научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь» Сергей Верховец. — Уничтожая сосновые леса, пяденица влияет на всю экосистему леса и опосредованно способствует усугублению климатических проблем. Нужно рассчитать вероятность массовых вспышек размножения этого вредителя, чтобы принять своевременные меры по защите лесов Восточной Сибири».
Располагающими ко вспышкам факторами ученые считают: высокий снежный покров зимой, раннее наступление весны, влажное лето и удлинившийся из-за потепления климата вегетационный сезон древесных растений. Для оценки вероятности массового размножения вредителя исследователи использовали данные, полученные с выделенных пробных площадей хвойных и смешанных лесов Алтайского края. Полученные сведения были сопоставлены с лесорастительными условиями Восточносибирского региона. Ученые также охарактеризовали ретроспективу метеорологических факторов, обуславливающих колебания численности пяденицы, — в ход пошла информация, «записанная» в годичных кольцах деревьев, и показатели метеостанций.
«У пяденицы есть естественные враги — это паразитические грибы, бактерии и насекомые из рода наездников. Однако климатические условия могут сложиться таким образом, что будут благоприятными для личинок пяденицы, но недостаточно хорошими, например, для наездников. Это значит, что сдержать натиск вредителя будет некому, кроме человека», — говорит С.Верховец.
По словам эксперта, есть два основных метода воздействия на пяденицу, как и на любой подобный вид лесных вредителей. Профилактическая работа подразумевает формирование особых насаждений, в которых хвойные породы перемежаются лиственными. Натолкнувшись на «непригодные» для развития деревья, личинки пяденицы не смогут продолжать свой опустошительный набег. Не менее важно вовремя убирать больные и старые деревья, которые подвержены максимальному риску заражения насекомым-вредителями и гибели из-за их жизнедеятельности. Более радикальным методом считается борьба с насекомыми при помощи инсектицидов широкого спектра действия.
По оценкам специалистов, пораженные вредителями, в частности, сосновой пяденицей, леса восстанавливаются более ста лет, вот почему предупреждение массового размножения этих насекомых и своевременное ограничение их численности являются одной из главных задач НОЦМУ «Енисейская Сибирь».

Пресс-служба СФУ