Топ тенденций

Эксперты обозначили тренды в развитии ведущих вузов

Развитие национальной системы ранжирования университетов как инструмента их оценки и продвижения стало главной темой пленарной дискуссии на прошедшем в Москве IX Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Эксперты рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» — организатора форума — представили очередную, юбилейную, версию своего рейтинга лучших вузов России RAEX-100, которую презентовал исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» «РАЭКС-Аналитика» Алексей Ходырев. Он напомнил, что агентство оценивает вузы на основе 40 с лишним индикаторов, используя как статистические данные, так и итоги репутационных опросов. В этом году в них приняли участие свыше 70 тысяч респондентов, анкетирование охватило 180 университетов (в прошлом году — 164). Модель рейтинга сохраняет стабильность с начала его выхода в 2012 году: основными интегральными критериями ранжирования остаются условия для получения качественного образования (50%), а также уровень востребованности выпускников работодателями (30%) и научно-исследовательской деятельности (20%).
Между тем в методику регулярно вносятся коррективы, в том числе и под влиянием постоянной обратной связи с университетами. В очередной раз это произошло в 2021 году после серии обсуждений экспертами методологии и сбора предложений по ее усовершенствованию, а также онлайн-совещания экспертного совета рейтинга RAEX с участием более 40 представителей Минобрнауки и ведущих вузов. В числе новаций — учет доли ППС с ученой степенью, количество защит кандидатских диссертаций в расчете на 100 обучающихся и отношение числа аспирантов, учащихся ординатуры и ассистентуры-стажировки к общей численности студентов. Однако на результатах рейтинга эти перемены сказались незначительно.
Состав ТОП-20 остался неизменным при некоторой ротации позиций. Во главе рейтинга, как и в 2020 году, находится МГУ, лидирующий по всем трем интегральным показателям. За ним по-прежнему идут Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», на четвертом и пятом местах — СПбГУ и НИУ «Высшая школа экономики». А вот на шестой позиции благодаря росту среднего балла зачисленных абитуриентов теперь находится Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (НИУ), поменявшийся местами с Московским государственным институтом международных отношений (университетом) МИД Российской Федерации (7-е место). Национальный исследовательский Томский политехнический университет нарастил показатели образовательной деятельности и тоже поднялся на одну строчку. Теперь он занимает восьмую позицию, а на девятой — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Незыблемо замыкает ТОП-10 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Среди вузов, прибавивших в рейтинге, выделяется Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова, переместившийся с 95-й на 86-ю строчку шкалы RAEX. В общей сложности рейтинг включил высшие учебные заведения 31 региона России. Впереди по числу участников находится Москва, представленная 32 университетами. На втором месте — Санкт-Петербург (11 вузов), далее идут Московская и Томская области (по 5).
В ходе презентации А.Ходырев обратил внимание на тенденции, сложившиеся в вузах, попадающих в рейтинг, за годы его существования. Например, доля иностранных студентов-очников в общей численности контингента выросла там в два с лишним раза (с 5,4 до 11,9%). С 0,08 до 0,68% увеличилось удельное число научных публикаций сотрудников, индексируемых в зарубежных базах данных. Выросло и финансирование в расчете на одного студента — с 207,1 до 426,1 тысячи рублей (без поправки на инфляцию). Фиксируют аналитики RAEX и тенденции к снижению некоторых статистических показателей. К примеру, в части обеспеченности студентов преподавателями — с 8,5% до 6,9% (при расчете численности ППС на 100 студентов).
Результаты исследования отразили влияние пандемии на ситуацию в отечественном высшем образовании. Например, резко замедлился рост приема иностранцев в наши вузы. Если с 2014-го по 2019-й он в среднем вырос с 8,1% до 11,7% от общей численности, то в 2020 году этот результат составил 11,9%. Не допустить ожидаемого снижения этого показателя позволили, по словам эксперта, дистанционные технологии обучения и онлайн-форматы. А вот средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом, по понятным причинам сократилась — с 0,78% до 0,66%.
Один из главных выводов рейтинга 2021 года: укрепились позиции университетов, готовящих специалистов для социально значимых сфер, а именно медиков, педагогов и аграриев. Число медицинских университетов-участников возросло — теперь их 15 против 13 в прошлом году, а в 2019-м было 11. Улучшили свои результаты оба представленных в сотне RAEX сельскохозяйственных вуза: Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А.Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский государственный аграрный университет — на 59-е с 60-го. Что касается семи педагогических вузов, то все они заняли более высокие позиции, чем в прошлогоднем рейтинге RAEX. По мнению аналитиков, продвижению способствовали повышенное внимание к подготовке учителей на правительственном уровне и рекордный — на четверть с лишним — рост числа бюджетных мест по педагогическим специальностям за год (с 30,5 тысячи до 38,4 тысячи). Увеличилось финансирование многих профильных университетов, включая грантовое, принято решение выделить 10 миллиардов бюджетных рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических вузов. На их успехах в рейтинге сказались также повышение качества приема и активное сотрудничество с работодателями.
Сокращение доходов университетов от программ дополнительного профессионального образования (ДПО) — еще один эффект пандемии. На данный момент он оценивается как негативный еще и потому, что этот критерий будет учитываться при оценке деятельности университетов в программе «Приоритет-2030». Причины, как считает ректор СПбПУ Андрей Руцкой, в том, что компании сократили расходы на обучение сотрудников в связи с необходимыми затратами на противоэпидемические меры, а вузы, вынужденные бороться за качество основных программ при переводе их в онлайн, меньше внимания уделяли дополнительным. Ректор полагает, что «в текущем году они вновь выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года».

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев