Способны приспособиться

Вузы адаптируются к переменам

Задачу сохранения эффективности обучения и качества высшего образования в условиях пандемии необходимо решать всем миром в буквальном смысле слова. Это подчеркивали все участники круглого стола на тему «Вузы нового поколения: адаптивность как конкурентное преимущество», прошедшего в онлайн-формате на площадке ТАСС.
Переход на дистанционный режим проходил стремительно, большинство университетов было технически не готово полноценно работать в новых условиях. Закрытие кампусов и границ между странами стало препятствием для студенческой и академической мобильности, международных исследований. Все это несет риски снижения качества высшего образования, и сегодня экспертное университетское сообщество ищет пути адаптации вузов к изменившимся обстоятельствам, оценивая как их собственный потенциал, так и потребность во внешней поддержке.
— То, что раньше считалось нормой, в одночасье перестало существовать. Поэтому нужно понять, что такое нормальная образовательная среда с учетом новых обстоятельств. Нас ждут непростые, но интересные времена, — отметила в своем выступлении генеральный секретарь Международной ассоциации университетов (IAU)
Илигье ван’т Ланд. По ее словам, сегодня IAU, в которую входят 640 организации из 120 стран, видит одну из своих главных задач в том, чтобы помочь вузам продолжать общение. Для этого проводятся вебинары и другие онлайн-мероприятия, выпускаются подкасты, ведется прикладная исследовательская работа по изучению ситуации в разных регионах мира. Эксперты отслеживают изменения в содержании образовательных курсов, оценивают потребность в поддержке у вузов разных стран, а также возможности для обмена лучшими практиками адаптации. В данный момент аналитики ассоциации готовят глобальный отчет о переходе университетов «на цифру» в среднесрочной перспективе.
Генеральный секретарь IAU сообщила, что получаемая в ходе мониторинга информация размещается на сайте организации, на нее ориентируются руководители образования, и призвала российских коллег к объединению усилий в продолжающемся исследовании. По ее данным, 28 российских университетов уже приняли участие в опросе, который проводится в рамках мониторинга.
— Только имея общее представление о ситуации, мы сумеем выработать некий общий план действий, — считает Илигье ван’т Ланд. В то же время, подчеркнула она, специфика условий существования вузов в разных регионах планеты не позволяет предложить некую универсальную «панацею» от проблем. Приспособляемость к ситуации, которую демонстрируют многие российские вузы, по ее оценке, не хуже, чем в других странах, а ряд примеров из нашей практики следует сделать достоянием зарубежных университетов. Большое впечатление на генсека IAU произвели меры по поддержке преподавателей и студентов в переходный период, о которых рассказал врио ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) Андрей Яковлев. Здесь быстро наладили выпуск средств защиты (маски, антисептики), используя имеющееся оборудование и современные технологии, и обеспечили ими вуз. Ввели новый формат исследовательской деятельности: профессора в возрасте 65+ дистанционно руководят научными проектами, в то время как молодые сотрудники работают в лабораториях, соблюдая необходимые правила безопасности. Это, по словам А.Яковлева, «позволило связать поколения ученых и не прерывать исследовательские процессы». Университет поделился с другими вузами наработанными практиками онлайн-образования, студенты-волонтеры помогали школам наладить дистанционный формат обучения.
— Важной составляющей нашего ответа на вызов пандемии стала новая модель управления, — рассказал также руководитель ТПУ. — Мы ввели команды-дублеры на всех уровнях, распределив их по разным корпусам, чтобы максимально снизить риск выбытия лиц, принимающих решения. Все эти меры существенно сплотили коллектив университета, и сегодня каждый готов подставить другому плечо.
По его мнению, один из наиболее серьезных вызовов, стоящих сегодня перед вузами, — это перевод работы «руками» в виртуальное пространство.
— Как создать технологию, позволяющую чувствовать на кончиках пальцев вибрации в пробирке, слышать скрежет робота, чувствовать запахи, как задействовать сенсорную, чувственную систему человеческого организма? Сегодня эту задачу необходимо решать вместе, — уверен А.Яковлев.
О значимости как финансовой, так и нефинансовой поддержки вузов со стороны институтов развития в сложный переходный период говорила на круглом столе генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Ее коллеги уже в марте запустили опрос грантополучателей, чтобы определить «зоны помощи». Затем разработали комплекс соответствующих мер. Было предложено продлить срок реализации проектов и сдвинуть время студенческих отчетов по итогам сессии. Формой нефинансовой поддержки вузовского сообщества стала инициатива по обмену ресурсами. Фонд рассылал информацию о людях, которые могли быть полезны преподавателям при переходе в онлайн в ускоренном режиме, проводил специальные вебинары для своих грантополучателей, где они смогли поддержать друг друга, поделившись успешным опытом.
— Мы увидели запрос в сообществе на горизонтальные связи не только внутри отдельного университета, но и между вузами страны и зарубежья, между преподавателями. Будем продолжать работать в этом направлении, — пообещала О.Орачева.
В рамках круглого стола она сообщила результаты нового рейтинга участников стипендиальной программы. Его методику пришлось скорректировать из-за переноса проведения традиционной летней Школы фонда на 2021 год (ее итоги весомо влияли на место в рейтинге) и появления новых показателей, а именно количества участников и победителей конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма», запущенного в этом году еще до начала пандемии.
Лидером основного списка участников ранжирования стал МГУ, на втором месте — Европейский университет, на третьем — СПбГУ. Лучшим среди федеральных университетов стал Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, разделивший 14-15 места в общем рейтинге с Российским государственным социальным университетом. У первого среди национальных исследовательских — ТПУ — высокое 4-е место. Опорные вузы возглавляет обошедший НИУ «Высшая школа экономики» на одну строчку Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова (8-е место). На шкале «нарастающего рейтинга» (он демонстрирует уровень стабильности результатов вузов в течение трех последних лет) лидирует СПбГУ. Вторым в этом списке идет Национальный исследовательский Томский государственный университет,
третьим — Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
В образовательном сообществе готовы слышать друг друга и не оставлять наедине со своими трудностями. Это, по словам О.Орачевой, ключевой вывод анализа ситуации.
— Поиск интересных решений и обмен ими сделают наше высшее образование более адаптивным и инновационным, чем оно было бы без этой «кризисной прививки», — резюмировала руководитель фонда.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото: bsu.edu.ru

Нет комментариев