Смотри и думай

Научное кино учит задаваться вопросами

Научно-популярные фильмы в последнее время для многих стали главным проводником в мир науки. Благодаря им каждый может как следует разглядеть Большой адронный коллайдер, отправиться на поиски бивней доисторических мамонтов и заглянуть в подледниковое антарктическое озеро.
Мы привыкли потреблять соответствующий продукт в основном на зарубежных познавательных телеканалах. Но и в России есть энтузиасты этого направления кинодокументалистики. Уже несколько лет у нас проводится Фестиваль актуального научного кино (ФАНК). Его мероприятия продлятся до 31 декабря и, по ожиданиям организаторов, охватят еще больше городов и площадок, чем в прошлом году (в 2019-м — 140 вузов, 60 культурно-просветительских пространств в 98 городах и 12 селах России). Главная особенность ФАНКа именно в том, что он проходит в течение нескольких месяцев в разных городах по всей стране. Ключевое событие фестиваля — Дни научного кино ФАНК (ДНК). Это циклы кинопоказов с дискуссиями, организованные вместе с вузами, школами и культурно-просветительскими площадками.
— На этот раз у ДНК особая программа — хиты последних пяти лет, лучшие, по мнению нашей команды и зрителей, фильмы. То есть можно сказать, что классика жанра, — делится подробностями программный директор фестиваля Ирина Белых. — В этом году мы решили расширить возможности участия, и если раньше Дни научного кино могли проводить только вузы, то теперь к нам могут присоединиться школы, библиотеки, киноклубы, дома ученых, творчества и вообще любые культурно-просветительские площадки.
В основной программе Дней научного кино в нынешнем году 20 кинолент. В список попали как зарубежные, так и отечественные авторские научные фильмы. В списке фаворитов среди зарубежных работ оказался фильм «Страсти по частицам» (2013) американского физика-теоретика Марка Левинсона. В нем режиссер поведал широкой публике о работе ученых, проводящих эксперименты на Большом адронном коллайдере. Участники этого сложнейшего проекта рассказывают о грандиозном ускорителе и своих исследованиях, об ожиданиях и фундаментальных загадках, которые неизбежно возникают в процессе работы.
Захватывает воображение и документальная картина «Генезис 2.0» (2018) швейцарского режиссера Кристиана Фрая и его якутского коллеги Максима Арбугаева — удивительная история об охотниках за бивнями мамонтов. Зритель становится участником необычной экспедиции, во время которой искатели обнаруживают прекрасно сохранившиеся останки древнего зверя. Эта находка настолько впечатляет научное сообщество, что фрагменты животного с живыми клетками доставляют в лабораторию по клонированию в Южной Корее. Ее честолюбивый глава Хван У Сок берется возродить мамонтов к жизни и совершить революцию в науке и судьбах человечества.
— Мы отбираем действительно авторское документальное кино, — отмечает И.Белых. — Оно не должно ничего объяснять. Скорее, наоборот, — вызывать любопытство и желание задавать вопросы. Авторы говорят о науке через эмоции своих героев, их истории. Нам очень важен авторский голос.
Попали в список любимых научных кинолент и отечественные работы. К примеру, фильм «Озеро Восток. Хребет Безумия» (2017) россиянки Екатерины Еременко. Кино рассказывает историю об уникальном крупнейшем последнем озере в Антарктиде. Работа над лентой продолжалась 18 лет. В своей картине режиссер показывает две параллельные истории: о неснятом голливудском фильме по роману писателя-фантаста Говарда Лавкрафта «Хребты безумия» и о том, что происходило на станции Восток в реальности, — проникновении в озеро и настоящей жизни полярников.
Полюбился поклонникам научного кино и другой российский фильм — «Мозг. Вторая Вселенная» (2017) Юлии Киселевой — интеллектуальный блокбастер о современных исследованиях мозга. В кадре знаменитые ученые проводят эксперименты, спорят и размышляют о практической стороне науки и наших представлениях о мире, свободе и нас самих. Специалисты пытаются найти ответы на вопросы, сможет ли человек когда-нибудь понять работу мозга, победить болезнь Паркинсона, дать возможность парализованным людям взаимодействовать с внешним миром и ощутить протез как свою собственную руку.
— Проект Дни научного кино ФАНК — уникальный, ничего подобного больше в России нет, — отмечает в одном из интервью Ю.Киселева. — Благодаря ему, например, наш фильм «Мозг. Вторая Вселенная» посмотрели студенты 107 вузов по всей стране! Мы и думать не могли о таком охвате студенческой аудитории. До кинотеатра дойти не каждый может, но когда кино приходит в вуз, да еще показ бесплатный, аудитория набирается моментально. А мне как режиссеру научно-популярного кино очень важно, чтобы наши просветительские фильмы доходили до студенческой аудитории.
Отечественных представителей, правда, в списке ФАНКа пока ощутимо меньше, чем иностранных, и этому есть простое объяснение: снимать документальное кино очень дорого. И в этом смысле фестиваль играет еще одну немаловажную роль — поднимает репутацию научной «документалки» и привлекает к жанру внимание общества.
— Очевидно, что в России нет индустрии научного кино, но есть отдельные герои, которые делают кино международного уровня. Это Ю.Киселева, Е.Еременко. Снимать такие фильмы затратно, и они, определенно, нуждаются в большей поддержке, — считает И.Белых.
В 2020 году команда организаторов впервые сделала подборку фильмов и для учащихся старшей и средней школы. В нее попал, к примеру, фильм «Земля: один потрясающий день» (2017) Ричарда Дэйла, Фань Лисинь и Питера Веббера. Уже из названия становится понятно: зрители увидят все самое красивое и увлекательное из разных уголков планеты — жизнь в африканской саванне и на безлюдных островах в Тихом океане, в лесах Азии и даже на морском дне.
Онлайн-показы Дней научного кино ФАНК пройдут с 19 октября по 8 ноября на платформе официального онлайн-видеопартнера проекта «МегаФон ТВ». В течение трех недель все желающие смогут посмотреть подборку авторского документального кино бесплатно. Кроме вышеупомянутых лент это будут «АльфаГо» — фильм о битве искусственного интеллекта с человеком, «Спросите у сексперта» — о борьбе доктора за половое воспитание в Индии, «Гонка на вымирание» — об акции художников в поддержку вымирающих видов, «Привитые: Любовь, страх и вакцины» — о страхе перед вакцинами.
Помимо кинопоказов в программе фестиваля запланированы мастер-классы с простыми и интересными экспериментами для детей и их родителей. Для школьников постарше будет проведена серия онлайн-разговоров с экспертами под емким названием «ФАНК. Профориентация». С расписанием можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля: https://csff.ru/. Большинство мероприятий по соображениям безопасности переведены в онлайн-формат.

Татьяна Чернова

На снимке: Кадр из фильма «Генезис 2.0».

Нет комментариев