Сделайте сами

Новая модель аспирантуры оставляет простор для маневра

Дан старт первому набору обучающихся на программы научной аспирантуры, как теперь неофициально, но по праву называют третий этап подготовки кадров высшей квалификации. С 1 марта вступил в силу приказ Минобрнауки об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в котором прописаны основные правила функционирования новой модели. Обновление в данном случае означает фактический возврат к разрушенной в 2012 году системе, когда аспирантура была первой ступенью научной карьеры.
Большую роль в восстановлении прежних, показавших свою эффективность механизмов сыграла Российская академия наук, которая сразу после избрания нынешнего руководства начала активную борьбу за отмену не оправдавшей себя «образовательной» схемы и на всех этапах сопровождала процесс создания новой.
Теперь подготовка специалистов в аспирантуре будет осуществляться не по вузовским, а по научным (ваковским) специальностям и в соответствии с компактными Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре подготовки и условиям реализации программ, при выполнении которых организациям представляется бóльшая самостоятельность. Итоговая аттестация будет проводиться в форме оценки подготовленной к защите диссертации.
Текущий год станет переходным, когда одновременно будут действовать элементы старой и новой моделей. Как работать в этот непростой период, подробно обсуждалось на информационно-методическом вебинаре для сотрудников отделов аспирантуры вузов и НИИ, недавно проведенном МГУ им. М.В.Ломоносова и Ассоциацией классических университетов с участием представителей РАН, Минобрнауки, Рособрнадзора.
Выступавший в числе экспертов вице-президент Академии наук Алексей Хохлов обратил внимание коллег на имеющееся в нормативных документах положение о том, что организации вправе принимать аспиранта на штатные должности и привлекать к работе по грантам. РАН будет добиваться, чтобы это право стало обязанностью, заявил Алексей Хохлов. Живя на одну стипендию, которая сегодня крайне мала, аспирант не может полноценно заниматься подготовкой диссертации, поэтому заинтересованные в научной молодежи структуры должны быть готовы обеспечить своим питомцам возможность подрабатывать по месту обучения и заодно набираться исследовательского опыта. В академии считают, что выполнение этого условия должно стать одним из критериев при установлении контрольных цифр приема.
Алексей Хохлов, который является еще и профессором Московского госуниверситета, имеющего самую большую в стране аспирантуру, отметил, что возвращение к старым добрым традициям сыграет важную роль в сохранении в стране научных школ.
Заместитель проректора МГУ Евгения Караваева в деталях разъяснила коллегам, как в соответствии с ФГТ должны формироваться и реализовываться программы аспирантуры. При этом она отметила, что в нормативных актах обнаруживается немало серьезных нестыковок, а местами и черных дыр, в которые могут «провалиться» не только аспиранты, но и целые научные организации. Справедливость этого утверждения подтвердили участники мероприятия, забросавшие экспертов вопросами.
Пытаясь понять, почему понятные и не слишком сложные преобразования не получается снабдить качественной «нормативкой», Евгения Караваева высказала мнение, что это связано, скорее всего, с наложением во времени нескольких серьезных реформ федерального уровня. Параллельно со становлением научной аспирантуры вносятся изменения в систему государственной аттестации (меняется номенклатура научных специальностей, идет реорганизация системы диссоветов). Кроме того, уже второй год продолжается реформа контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, направленная на сокращение административной нагрузки на бизнес (регуляторная гильотина), в которой задействованы и образовательные структуры.
Евгения Караваева напомнила, что формально подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре не выведена, как считают многие, из раздела программ, относящих к сфере высшего образования. В связи с этим она порекомендовала коллегам при рассмотрении запутанных дел чаще заглядывать в закон об образовании.
На многочисленные вопросы, связанные с введением новой номенклатуры научных специальностей и переводом на них аспирантских программ, ответил заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства науки и высшего образования Михаил Петров. По его словам, Минобрнауки еще в прошлом году утвердило так называемый «переходник», содержащий схемы сопряжения старых и новых научных специальностей. Этот документ, впрочем, оказался неполным. Организациям, которые столкнулись с тем, что интересующие их специальности не попали в эту схему, чиновник предложил разрабатывать подходы к решению проблем самостоятельно. Осветил он и еще несколько больных тем: о порядке перезачета экзаменов и этапов подготовки при переходе аспирантов с обучения по Федеральным государственным стандартам на ФГТ, а также о предоставлении выпускникам аспирантуры сопровождения при предоставлении диссертации к защите.
Процесс сопровождения, как выяснилось, сверху практически не регулируется, установлен только его предельный срок — не более года. Все остальное отдается на откуп вузам и НИИ. Они сами определяют, будут ли помогать кому-то из бывших аспирантов в завершении работы над диссертацией и организации защиты, предоставят ли место в общежитии, доступ в лаборатории и библиотеки.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова разъяснила, что программы аспирантуры теперь не подлежат государственной аккредитации, однако лицензию на образовательную деятельность готовящие аспирантов организации должны иметь. Представитель Рособрнадзора познакомила участников вебинара с правилами оформления и переоформления лицензий и пообещала, что ее служба будет решать вопросы по выдаче лицензий максимально быстро.
Светлана Кочетова подчеркнула, что одной из важных особенностей новой системы является повышение ответственности организаций за внутреннее регулирование образовательной деятельности, связанной с реализацией аспирантских программ. Представители МГУ, Высшей школы экономики, Московского педагогического госуниверситета поделились опытом разработки локальных нормативных актов, необходимых для организации приема по новым правилам, который уже начался и должен быть завершен до 15 апреля.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев