Размером с Юпитер

Неожиданно большую экзопланету обнаружили у маленькой звезды. Об этом сообщает Sci.News.

Новую экзопланету, обозначенную TOI-4860b, открыла международная группа ученых, которые использовали данные разных телескопов. Планета размером с Юпитер находится на орбите красного карлика TOI-4860 из созвездия Ворона. Масса этой звезды, удаленной от нас на 261 световой год, составляет 0,34 массы Солнца. Планета TOI-4860b необычна по двум соображениям: считается, что у звезд такой низкой массы не может быть планет, сопоставимых с Юпитером, а еще такая планета не может быть богата тяжелыми элементами. Радиус новой экзопланеты оценивается в 0,76 радиуса Юпитера, полный оборот вокруг звезды она совершает за 1,52 суток. Поскольку ее хозяйская звезда маленькая и холодная, сама планета может быть отнесена к теплым юпитерам. Это подкласс планет, которые представляют для астрономов особый интерес, потому что первичные наблюдения за ними пока не дали полного представления о том, как такие планеты могли образоваться. «Благодаря очень короткому орбитальному периоду новой экзопланеты и особенностям ее хозяйской звезды мы получили блестящую возможность изучить атмосферные свойства теплого Юпитера и узнать больше о том, как формируются газовые гиганты», — цитирует Матильду Тиммерманс (Mathilde Timmermans), участника проекта SPECULOOS и аспирантку Льежского университета (University of Liege), Sci.News.
Первоначально TOI-4860b была определена как кандидат в планеты в результате наблюдений космического телескопа NASA TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Тиммерманс с коллегами использовали телескопы TRAPPIST-South/North (TRAnsiting Planets and PlanetesImals Small Telescope), SPECULOOS (Search for Planets EClipsing ULtracOOl Stars) и MuSCAT3 (Multicolor Simultaneous Camera for studying Atmospheres of Transiting exoplanets) для измерения сигнала планеты в разных диапазонах волн, и это позволило им оценить природу объекта. Также они наблюдали планету непосредственно перед и сразу после ее сокрытия за звездой, заметив при этом, что изменений в яркости света не было, а значит, планета ничего не излучала. Впоследствии природа TOI-4860b подтвердилась спектроскопией с высоким разрешением, для которой был использован инфракрасный спектрограф IRD телескопа «Субару» (Subaru Telescope). Эти измерения позволили определить массу экзопланеты равной 0,67 массы Юпитера.