Размером с курицу

Маленький динозавр с необыкновенным осязанием жил около 150 миллионов лет назад на территории современной Германии. Об этом сообщает National Geographic News.

Существо Юрского периода Европы имело на хвосте чешуйки, благодаря которым можно было охотиться в воде в ночное время. Ученые предполагают, что динозавр размером с курицу пользовался хвостом как органом осязания: проводил с его помощью разведку окружающей среды, пробираясь по мелководью лагун доисторического архипелага, который некогда покрывал территорию Европы. Единственные известные останки вида Juravenator starki, описанные в журнале Current Biology, представляют собой почти полный скелет и некоторые мягкие ткани, включая ткани хвоста, на коже которого сохранились признаки уникальных чешуек. «Кожа редко сохраняется в ископаемых останках, а потому когда мы пытаемся вообразить живых динозавров по костям, детали внешнего покрытия их тела часто спекулятивны», — говорит эксперт National Geographic News Стефани Драмхеллер-Хортон (Stephanie Drumheller-Horton) из Университета Теннесси (University of Tennessee) в Ноксвилле. Мягкие ткани действительно могут обогатить наше осмысливание этих групп животных, отмечает исследовательница. Круглые бугорки на окаменевших чешуйках напоминают осязательные тельца Мейснера, покрывающие тело современных крокодилов. Это инкапсулированные нервные окончания, с помощью которых крокодилы улавливают движения добычи в окружающем их пространстве, а также определяют температуру и кислотность воды. Исследователи давно предполагали, что динозаврам чешуйки нужны не только как защитное покрытие. Авторы новой работы склонны считать, что эти чешуйки — приспособительные органы для выполнения множества функций и ролей.
Когда Фил Белл (Phil Bell), палеонтолог из Университета Новой Англии в Армидейле (University of New England in Armidale), Австралия, и его соавтор Кристоф Хендрикс из аргентинского Национального университета Тукумана (Universidad Nacional de Tucumán) впервые увидели концентрические кольца на нижней стороне хвоста ископаемого животного, они предположили, что эти необычные признаки вызваны особенностями консервации останков. Но вскоре выяснилось, что они очень правильные: все одного размера и ограничены полосой под хвостом, а потому не было сомнений в том, что это присущие животному черты, поясняет Белл. Изучение под микроскопом и в ультрафиолетовом свете показало, что по структуре они схожи с крокодильими осязательными тельцами, которые имеют центральный купол, окруженный кольцевой канавкой. Если чешуйки Juravenator включают тельца Мейснера, то они могут быть первыми какими бы то ни было органами чувств в коже динозавров, считают авторы.