Правильный сыр

Его употребление снижает тревожность

Питание может быть лекарством, особенно для тех, кто в возрасте и при таких недугах, как ожирение, сахарный диабет, предраковые и онкологических заболевания. Недавно ученые Уральского федерального университета, объединившись с коллегами из Челябинского государственного университета и Института экспериментальной медицины, впервые продемонстрировали эффективность сырного меню против тяжелых посттравматических состояний (ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство). Исследования проводили, используя сыры с ресвератролом — новым функциональным продуктом с биологически активными веществами. Разработку сыра с ресвератролом поддержал Российский научный фонд (проект №20-66-47017).
Но сначала о ресвератроле — природном антибиотике, вырабатываемым растением в ответ на появление паразита, такого как бактерии или грибы. Оказалось, ресвератрол в экспериментах с мышами и крысами показал противоопухолевое, противовоспалительные, снижающие уровень сахара в крови и кардиопротекторное воздействие.
— ПТСР — тяжелое психическое расстройство, развивающееся у живых существ, переживших опасную для их существования ситуацию. Профилактика и лечение ПТСР — одни из наиболее злободневных задач цивилизации. ПТСР, случается, приводит к поведенческим расстройствам, а также и к осложнениям для сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, иммунной систем. Существующие лекарства против этой беды малоэффективны. И сегодня ученые России впервые (может быть, в мире) показали результативность купирования этого синдрома с помощью правильного сыра, — рассказала декан факультета фундаментальной медицины ЧелГУ Ольга Цейликман.
Коллектив исследователей разработал технологию экстракции ресвератрола из растения Fallopia baldschanica (горец бальджуанский), а в ходе многочисленных испытаний выяснил, что животное (человек им тоже является) лучше всего усваивает ресвератрол в молочных продуктах. Вот и решили сделать сыр, обогатив его витамином D, ресвератролом и пиперином с пробиотическими свойствами.
— Коллеги в НМИЦ онкологии им. Н.Н.Петрова подсказали, что лучшая биодоступность ресвератрола — в составе капсул. Зная это, мы разработали сычужные сыры, которые ученые ЧелГУ проверили на мелких грызунах: мышах и крысах — любителях сыра, — пояснила соавтор проекта, заведующая лабораторией биотрансформационных технологий и пищевой химии УрФУ Елена Ковалева.
Животным, подвергнутым экспериментальному ПТСР, две недели вводили в рацион сыр твердых, зрелых сортов. А контрольную группу аналогичных хвостатых с ПТСР кормили как обычно, и у них наблюдалась повышенная тревожность. Употребление же сыра снизило ее проявление и повысило в крови первой группы испытуемых концентрацию дофамина.
Кстати, ученые из УрФУ стали соавторами заявки на изобретение «Хлебобулочные изделия с функциональными свойствами», предметом которого являются различные хлебобулочные изделия (хлеб, булки, пироги), обогащенные ресвератролом.

Пресс-служба УрФУ