Подпереть опору

Какая поддержка нужна российским научным обществам

История научных обществ насчитывает несколько веков. Одно из старейших — Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе — было создано в 1660 году и через два года утверждено королевской хартией, что сразу продемонстрировало поддержку верховной власти. И с тех пор идея «объединений по интересам» (в данном случае — научным) себя не исчерпала. В мире функционируют, наверное, тысячи обществ по различным специальностям.
Много научных обществ работают и в нашей стране. Но здесь сразу возникают вопросы. Каковы источники финансирования? Какова их роль в развитии данной научной отрасли в стране или научно-образовательной деятельности? Каково их участие в составлении государственной программы фундаментальных исследований до 2035 года? Могу рассказать на примере Российского научного общества иммунологов (РНОИ), которое мы создавали вместе с покойным профессором А.Н.Чередеевым 30 лет назад и где с первого дня «я служил в чине» вице-президента, а сегодня — почетный вице-президент. Действительно, сделано и делается много. Организован научный журнал общества (Российский иммунологический журнал), ежегодно проводятся конференции по проблемам иммунологии, и конференции эти предназначены для врачей различных специальностей. Важное и нужное дело: необходимо повышать роль иммунологии в медико-биологических отраслях знаний. Значимость иммунной системы в клинической медицине трудно переоценить. Она играет ведущую роль в патогенезе основных заболеваний современного человека. Это и рак, аутоиммунные и аллергические заболевания, инфекционные болезни и, конечно же, COVID-19.
Но ведь задача научного общества состоит не только в популяризации научных знаний в данной отрасли. Необходимо формировать новые знания путем обсуждения полученных учеными данных, разрабатывать новые направления, значимые и в фундаментальной науке, и в нашем случае в практической медицине.
За последние 20 лет РНОИ провело 4 общероссийские конференции, где обсуждались многие проблемы в области иммунологии и происходили выборы руководства общества. Увы, это все! Я не помню, чтобы общество проводило небольшой симпозиум или заседание президиума, посвященные какому-нибудь частному научному вопросу. Почему? Прежде всего из-за финансовых проблем. У членов президиума нет денег на командировки. А у общества нет средств, чтобы профинансировать такое собрание. Более того, это не нужно ни академии, ни соответствующему министерству. А что государство теряет в этом случае? Всего-навсего возможность получить новые результаты в рамках данной науки, которая определяет развитие всей современной медицины — теоретической и практической.
В настоящее время в России формируется государственная научная программа по развитию фундаментальных направлений в науке до 2035 года. Я не слышал, чтобы кто-нибудь обратился в президиум РНОИ с предложением принять участие в разработке данной программы. Казалось бы, логичный шаг: проблема COVID-19 обсуждается разными специалистами, но только не иммунологами. Хотя это вопрос прежде всего иммунологический, начиная с создания высокоэффективной вакцины и заканчивая реабилитацией переболевших и страдающих от осложнений пациентов.
А каково участие РНОИ, например, в экспертизе заявок на получение грантов? Увы, никакого! Подчас удивляешься безграмотности заключений экспертов по оценке работ в области иммунологии. Но к нашему обществу обращений от фондов с просьбой рекомендовать экспертов не было. К тому же иммунология сегодня далеко не та наука, чтобы один или два человека могли бы достойно оценить значимость того или иного гранта. Почему бы не доверить решение президиуму РНОИ?
Во всех, даже не очень развитых, государствах имеются иммунологические общества. Постоянно проводятся конгрессы по этой тематике — Европейский, Азиатский, Всемирный. И, как правило, на каждом из них стоят две главные задачи: обсудить значимость новых данных в области фундаментальной и клинической иммунологии, понять и наметить будущие пути развития данной науки; вторая задача — не менее важная — ознакомить с результатами обсуждения молодых научных сотрудников, которых, как правило, «великое множество» на этих конгрессах. Только вот Россия представлена одним-двумя или тремя учеными. Причина? Та же — отсутствие финансовых возможностей. Известно, что все эти конгрессы, конференции и т. д. спонсируют фармацевтические фирмы и фирмы, производящие медицинское оборудование. Но приезд россиян не имеет смысла спонсировать — из-за незначительности закупок.
На мой взгляд, государство в лице Российской академии наук и различных министерств должно заинтересоваться состоянием дел в научных обществах и, возможно, предпринять какие-то шаги. Всем надо четко понять, что научное общество — скажем, иммунологическое — является опорой развития науки. Без обмена мнениями, без споров, без дискуссий наука будет развиваться, но гораздо медленнее, чем могла бы и чем должна. По-видимому, необходимо рассмотреть вопрос об усилении значимости научных обществ в решении научных проблем в нашей стране. Не менее важной представляется проблема финансовой поддержки деятельности обществ, которую никак не решить только за счет членских взносов, учитывая не очень весомую заработную плату молодых сотрудников, представляющих будущее нашей науки и нашего государства. Один из вариантов решения вопроса: рассмотреть возможность заказывать обществу (на платной основе) подготовку документов по решению каких-либо научно-практических вопросов, касающихся иммунологических проблем. Надо подумать и о других способах финансовой поддержки научных обществ со стороны различных организаций и даже частных лиц.
Необходимо четко понять следующее: именно профессиональное общество способно двигать вперед эту отрасль медицинской науки. А без новых знаний в области иммунологии невозможно и развитие клинической медицины.

Владимир Козлов,
почетный вице-президент Российского научного общества иммунологов, научный руководитель НИИ фундаментальной и клинической иммунологии, академик РАН

Нет комментариев