По кличке Шестиглазый

Ихтиологи обнаружили новый вид скатов

Российской-японская группа исследователей открыла новый вид скатов. Не известный ранее представитель хрящевых рыб был пойман в районе центральных Курил. Предполагается, что данный вид — эндемик, он обитает локально и только в водах России. Находка описана в статье, опубликованной в международном научном журнале Zootaxa.
— Несколько особей этого вида поймал мой коллега из Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии и МГУ Илья Гордеев в районе центральных Курил (о. Симушир), — рассказывает входивший в группу главный научный сотрудник ВНИРО, Биологического института Томского госуниверситета и ряда других организаций Алексей Орлов. — Научное название нового ската — Bathyraja sexoculata, что дословно означает «шестиглазый». Я предложил такой вариант из-за трех пар светлых пятен на диске и голове данного вида. Официальное же название «новичка» дано по месту вылова — симуширский скат.
По словам ихтиолога, внешне новый вид мало отличим от близкородственных представителей подрода Arctoraja — скатов Смирнова Bathyraja (Arctoraja) smirnovi и щитоносного Bathyraja (Arctoraja) parmifera. Однако последовательность гена CO1 у находки оказалась уникальной, что и позволило установить статус данного вида как ранее не известного науке.
После проведения генетической экспертизы российские ученые отправили сиквенсы (последовательности нуклеотидов) и фото японским коллегам Хаджиме Ишихаре и Ре Мисаве. Сравнив их с имевшимися у них генетическими данными уже известных скатов, японские специалисты пришли к выводу, что обнаруженный вид является новым для науки.
Затем последовал их визит в Москву, в Зоомузей МГУ, куда сотрудники ВНИРО передали типовую серию — пять экземпляров скатов. В течение двух суток японские ихтиологи изучали их и убедились в правильности предварительных выводов. По результатам исследований подготовлена совместная научная статья, в которой авторы описывают морфологические и генетические особенности «шестиглазого» ската. Предположительно, он является эндемиком, то есть имеет локальное распространение.
В описании нового вида принимали участие пять ученых: Алексей Орлов (ВНИРО, ТГУ, ДГУ, ИПЭЭ РАН, ПИБР ДНЦ РАН), Светлана Орлова (ВНИРО, Москва), Илья Гордеев (ВНИРО, МГУ, Москва), Ре Мисава (Тохокский национальный рыбохозяйственный институт, Хачинохе, Япония), Хаджиме Ишихара (W&I Associates Co. Ltd., Йокогама, Япония).

Фото из архива Ильи Гордеева и Алексея Орлова (ВНИРО)