От мора до мора

Эпидемии принуждали древних людей к миграции

В документальных источниках зафиксированы три, как принято сейчас говорить, пандемии чумы: Юстинианова, начавшаяся в Египте и опустошившая Константинополь около 542 года, «черная смерть», пришедшая из Азии и унесшая жизни 25 миллионов европейцев в 1346-1348 годах, и китайская, стартовавшая в 1855 году в провинции Юньнань и проникшая во многие портовые города мира. О более древних эпидемиях можно только догадываться — фиксировать их, как вы понимаете, первобытные люди не умели. Но сегодня в руках исследователей есть мощный инструмент — палеогенетика — позволяющий восстановить картину жизни наших пращуров.
Идея исследовать ДНК не из современных организмов пришла к людям не сразу: саму молекулу открыли в 1950-х годах, но только в 1980-х попробовали провести секвенирование (то есть расшифровку) древней ДНК. Первыми были японские ученые, они попытались проанализировать ДНК зебры квагга, которая сейчас уже истреблена. Исследование позволило выяснить, что это животное ближе к зебрам, чем к лошадям, хотя изначально в этом были сомнения. Практически сразу после расшифровки ДНК зебры начались работы по исследованию останков человека. Основоположник этого направления — немецкий исследователь Сванте Паабо (Институт эволюционной антропологии Макса Планка), с которым давно сотрудничают сибирские археологи. По секрету от начальства профессор договорился со своим другом, добыл кусочек древней египетской мумии, произвел секвенирование и опубликовал первую работу по анализу ДНК человека.
На тот момент у археологов существовали две гипотезы происхождения людей: согласно одной считалось, что Homo sapiens около 100 тысяч лет назад вышел из Африки и заселил другие континенты. Согласно другой разные группы людей развивались независимо на разных территориях, и каждая из рас человека образована эволюцией такого вида. Сначала генетики по разным маркерам доказали, что народы должны были расселяться из Африки, но палеогенетики позднее эту информацию опровергли. В частности, вышеупомянутый Сванте Паабо выяснил, что ДНК всех людей, живущих за пределами Африки, примерно на 4% совпадает с ДНК неандертальца. Это означает, что на момент выхода Homo sapiens из Африки территории, на которых он впоследствии обосновался, были уже заселены. Тот же ученый с помощью палеогенетических методов помог сотрудникам Института археологии и этнографии СО РАН понять, что ими найден совершенно новый вид первобытного человека — денисовский. Это открытие изменило привычную картину мира. В СО РАН была создана лаборатория палеогенетики. Ученые убеждены: в ближайшее время исследователи будут получать все больше данных о происхождении и жизни древнего человека  благодаря как новым археологическим находкам, так и более качественному исследованию уже имеющихся образцов.
Совсем недавно тому было получено интересное подтверждение. Международный исследовательский коллектив из Швеции, Турции, России и Великобритании выделил ДНК из найденных человеческих останков и расшифровал геномы 40 людей, живших в Северо-Восточной Сибири (в Якутии, Прибайкалье, Забайкалье, Амурской области и Красноярском крае) в период от позднего этапа верхнего палеолита до Средневековья, а точнее, от 16 900 до 550 лет назад. Ученые Университета Упсалы (Швеция) установили это, используя метод радиоуглеродного AMS-датирования. Археологические памятники раскапывали исследователи нескольких сибирских университетов, интерпретировать полученные данные им помогали зарубежные коллеги.
Полная расшифровка 40 геномов — прекрасный результат, свидетельствующий о том, что древняя ДНК отлично сохраняется в сибирских условиях. По мнению заведующего кафедрой археологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета, доктора исторических наук Алексея Тишкина, удалось еще раз подтвердить уже практически доказанную гипотезу о том, что Северная Америка заселялась через Восточную Азию. Но главные результаты касаются периода неолита. В Северо-Восточной Азии в то время сформировалась своеобразная «цивилизация», отличавшаяся от хорошо известной ближневосточной. Ее зарождение связано с эффективной адаптацией древних людей в природно-ландшафтной среде Прибайкалья и Забайкалья. Важную роль сыграли сам Байкал и зона вокруг него — наличие большого количества биоресурсов стимулировало рост населения. Более того, технологии производства керамики, обработки камня, а также охотничьи приспособления (например, сложносоставной лук для охоты на крупных животных) свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития целой плеяды неолитических культур, сформировавшихся вокруг Байкала.
Однако затем, как предполагают исследователи, на представителей прибайкальской цивилизации обрушился мор. В геномах древних людей из Якутии и Прибайкалья ученые зафиксировали проявления бактерии чумы Yersinia pestis. По мнению палео­генетиков, она вполне могла повлиять на динамику и численность населения в этих регионах, сократив число популяций и снизив уровень генетического разнообразия. Так, в одном из памятников Якутии была найдена могила с тремя погребенными родственниками, которые умерли одновременно. У всех обнаружена бактерия чумы.
Находки подтверждают, что примерно 4,5 тысячи лет назад численность населения на территории Прибайкалья и Якутии резко сократилась. Некоторые исследователи связывают произошедшее с природно-климатическими изменениями, но не исключено, что проблемы были обусловлены чумой, о чем свидетельствуют палеогенетические заключения. Вероятно, перенаселение региона создало предпосылки для эпидемии. Об этом говорится в статье Human population dynamics and Yersinia pestis in ancient northeast Asia («Динамика численности популяции и Yersinia pestis в древней Северо-Восточной Азии»), опубликованной в январе в журнале Science Advances.
Такие эпидемии, возможно, были причиной миграций, в том числе в западном направлении. Есть предположение, что чума могла уничтожить некоторые древние прибайкальские популяции.
Как отмечают авторы статьи, распространение чумы в этой части Северо-Восточной Азии является гипотезой, подтвердить или опровергнуть которую помогут дальнейшие археологические находки и палеогенетические исследования.

Ольга Колесова