От факела до очага

Археологи воссоздали основные элементы освещения в палеолитических пещерах. Об этом пишет SciTechDaily.

Исследователи из Университета Кантабрии (University of Cantabria) в Испании, авторы публикации в журнале PLOS ONE, воссоздали образцы трех распространенных типов осветительных систем палеолита: факелы, масляные лампы и очаги. Освещение было необходимо древним людям для того, чтобы добираться до глубин пещеры, и эти визиты зависели от типа доступного освещения, потому что интенсивность света, продолжительность свечения, площадь освещения и цветовая температура все вместе определяли то, как будет использоваться укрытие, поясняет издание SciTechDaily. В своей работе испанские ученые для того, чтобы воспроизвести освещение, которое, предположительно, использовали древние обитатели пещер, основывались на археологических свидетельствах осветительных систем, обнаруженных в нескольких палеолитических пещерах юга Европы, прославленных настенной живописью. Эксперименты проводили в пещере Исунца 1 в Стране Басков — с использованием пяти воссозданных палеолитических факелов, сделанных из плюща, можжевельника, дуба, березы и сосновой смолы, двух каменных ламп с животным жиром, а именно костным мозгом крупного рогатого скота и оленей, и небольшим очагом с дубовыми и можжевеловыми ветками. Ученые обнаружили, что разные осветительные системы обладают различными свойствами, что определяло их выбор древними людьми в зависимости от обстоятельств.
Деревянные факелы из множества прутьев больше подходили для исследования пещер или пересечения обширных пространств, потому что они распространяли свет во всех направлениях и на расстояние почти до шести метров, их было легко переносить с места на место, и они не слепили глаза несущего, несмотря на то что интенсивность света факела была впятеро больше, чем у сдвоенной масляной лампы. Продолжительность горения факела составляла в среднем 41 минуту. Масляные лампы, напротив, были хороши для освещения небольших участков, но более продолжительное время. Их интенсивность была достаточна для освещения на три метра. И хотя масляные лампы не годились для длительных переходов из-за их ослепляющего эффекта и неспособности осветить пол, они в отличие от факелов горят ровным светом больше часа и не чадят. Экспериментального очага хватило на полчаса: ученые предполагают, что место его разведения было ими выбрано неудачно с точки зрения направления воздушных потоков. Моделирование показало, что стены с рисунками должны быть видны любому, кто находится в нижней части галереи, независимо от того, несет он лампу или факел, а расположение очага должно быть таким, чтобы он освещал все декорированное пространство.