Одиночество в сети

Голод по живому общению изнурил студентов на удаленке

Наиболее негативное последствие дистанционного обучения в период самоизоляции — ухудшение физического и психологического здоровья студентов. К такому выводу пришли участники сетевого проекта Университетского консорциума исследователей больших данных «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества». Проект был инициирован Томским государственным университетом (ТГУ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ с целью улучшения российского онлайн-образования. Отношение россиян к переходу на дистанционное обучение в период пандемии проанализировали специалисты десяти российских вузов. Среди них — МГУ, национальные исследовательские университеты ТГУ и ВШЭ, федеральные университеты — Северо-Восточный и Северный Арктический, государственные университеты — Вятский, Севастопольский, Чеченский, Тольяттинский, Алтайский. Цель проекта — оценить мнения и настроения российского студенчества, старшеклассников и их родителей в условиях перехода на дистанционную форму обучения.
Обсуждение итогов проекта состоялось на форуме «Открытые данные-2020».
Всего в рамках исследования были изучены 2,7 миллиона сообщений студентов 309 российских университетов из 80 регионов. В выборку попали более 1000 неформальных университетских сообществ. Методика исследования предполагала автоматический сбор данных, обучение университетских команд, подготовку ручной разметки сообщений для формирования обучающей выборки и перекрестную проверку результатов разметки, разработку алгоритма классификации с использованием технологий машинного обучения.
Источником информации для исследования стали открытые данные социальных сетей за период со 2 февраля по 14 июня. Были охвачены 1,12 миллиона аккаунтов студентов и 0,96 миллиона аккаунтов школьников 10-11 классов, более тысячи неформальных университетских сообществ, 108 тысяч аккаунтов школьных учителей и преподавателей вузов, 130 тысяч аккаунтов подписчиков родительских сообществ.
В итоге команда сетевого проекта установила, что до 16 марта у 183 российских университетов тема дистанционного обучения в неформальных сообществах не обсуждалась.
Переход на дистант не стал катастрофой для российской высшей школы — она показала устойчивость к резким изменениям. Тем не менее оказалось, что после 16 марта 2020 года больше всего начала волновать студентов организация дистанционного учебного процесса (63% всех постов и 81% всех вопросов). Максимальный процент негатива (71% от всех постов) обнаружен в постах о самочувствии пользователей. Режим самоизоляции нанес серь­езный удар по материальному положению студентов — 14% всех постов относятся к социально-финансовой сфере. И интенсивность обсуждения именно этой темы растет.
Ухудшение физического и психологического самочувствия студентов произошло из-за отсутствия социальных контактов и студенческой жизни. Вузы в большинстве своем не смогли перевести в онлайн полноценные внеучебные студенческие активности.
Директор Центра прикладного анализа больших данных Томского госуниверситета Вячеслав Гойко отметил: «Студенты, в принципе, довольно лояльно отнеслись к переходу на дистанционный формат. Но основная сложность в том, что дистанционное обучение нарушило личные связи между людьми. Студентам в период пандемии не хватало общения».
Один из выводов, который делают исследователи: студенты нуждаются в социально-психологической и материальной поддержке, необходимы новые методики решения проблемы «социального голодания» при переносе учебной деятельности в онлайн. Поняв это, вузы начинают действовать. Например, ТГУ, ДВФУ и БФУ им. И.Канта запустили пилотные проекты по созданию бирж труда для студентов, потерявших работу из-за пандемии. Кстати, интересный факт: технологическая платформа биржи ТГУ создана силами команды, набранной на бирже.

Наталия Булгакова

Нет комментариев