Не счесть микробов

Образ жизни охотников-собирателей способствует разнообразию кишечной флоры. Об этом пишет Nature News.
Кишечник человека населен миллионами микробов, но большинство исследований этого огромного сообщества организмов проводилось на городских жителях. Сейчас группа ученых установила генетические последовательности микробиомов кишечника народа хадза, представителей сообщества охотников-собирателей, живущих на севере Танзании, и сравнила их с таковыми у жителей Непала и Калифорнии. Как показало исследование, в кишечнике у хадза больше разных микроорганизмов, чем у людей других групп, кроме того, похоже, западный образ жизни существенно уменьшает разнообразие популяций кишечных микробов. У каждого человека хадза оказалось в среднем по 730 видов микробов кишечника, тогда как средний микробиом калифорнийца содержит всего 277 видов, а микробиом непальца находится где-то посередине. Кишечник людей, занимающихся фермерством, населяют в среднем 436 видов микробов. У тех, кто живет исключительно собирательством, это среднее число составляет 317. В микробиомах хадза нашли вид, не встречающийся в калифорнийских образцах, — это штопоровидная бактерия Treponema succinifaciens. Но она встречается и в некоторых непальских микробиомах, а это предполагает, что бактерия вымирает по мере того, как общество становится более индустриализованным, считают авторы исследования, которое опубликовано в журнале Cell. О варьировании микробиомов кишечника в зависимости от региона и образа жизни популяций уже было известно, но в прежних работах отсутствовали данные из неиндустриальных сообществ. «Новое секвенирование отчасти было направлено на заполнение этой бреши», — цитирует одного из исследователей, Джастина Сонненбурга (Justin Sonnenburg) из Стэнфордского университета (Stanford University) в Калифорнии, Nature News.
Авторы нового сравнительного анализа кишечных микробиомов установили, помимо прочего, что виды микробов, распространенных в индустриальных популяциях, часто содержат гены, ассоциированные с ответом на окислительное повреждение. Примечательно, что в микробиомах хадза такие гены не обнаруживаются. Изучение микробиомов людей неиндустриальных популяций позволит отследить исчезновение видов по мере индустриализации и установить влияние этого феномена на здоровье, считает Сэмюэль Форстер (Samuel Forster) из Института медицинских исследований Хадсона (Hudson Institute of Medical Research) в Австралии.