На коечный режим

Медвузы обзаведутся собственными клиниками

Распространение коронавирусной инфекции заставило систему образования по-новому взглянуть на организацию процессов обучения. Оперативно внедрять цифровые технологии в свои программы и уходить на удаленку были вынуждены все вузы. И даже если с переводом гуманитарных специальностей на дистанционный формат возникали сложности, то медикам пришлось особенно нелегко. О современных платформах и методах подготовки медицинских кадров, персонализации в здравоохранении и медицинском образовании, столь важных в эпоху пандемии COVID-19, шла речь на XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования-2020». Более 7000 человек из 82 регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья встретились на онлайн-площадке Сеченовского университета, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли и высшего профессионального медицинского образования.
Открывая пленарное заседание, министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко подчеркнул, что в конференции участвуют «эксперты мирового уровня — врачи, организаторы здравоохранения, педагоги» — и «это отличный пример объединения усилий представителей медицинской отрасли и возможность для обмена опытом среди профессионалов своего дела».
— Мы не случайно поднимаем темы цифровизации на площадке Сеченовского университета, — отметил министр. — Вуз является центром российского электронного медицинского образования и формирует модель цифрового университета. Медицинская отрасль — передовое направление на стыке современных технологий. Мы чувствуем необходимость применения искусственного интеллекта, чувствуем задачи по внедрению биомедицины, генетики, биоинформатики и других специальностей, которые крайне нужны. Цифровые технологии и новые подходы к эффективности лечения и терапии уже пришли в систему здравоохранения нашей страны.
Модератор «пленарки», ректор Сеченовского университета академик РАН Петр Глыбочко подчеркнул, что во время пандемии COVID-19 медицинские вузы приобрели новое значение. Он напомнил, что на базе четырех университетских клиник «Сеченовки» в кратчайшие сроки был развернут госпиталь на две тысячи мест, — это 50% от коечного фонда всех университетских клиник в России и около 15% всего фонда перепрофилированных федеральных коек в стране. Ректор предложил на базе университетских клиник по всей стране развернуть коечный фонд на тысячу мест в каждом медвузе — на случай возникновения глобальных заболеваний. Инициативу поддержали все участники заседания.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов сообщил, что в проекте федерального бюджета на следующий год и последующий периоды финансирование университетских клиник прописано отдельной строкой. В случае его принятия у профильных вузов появятся средства на развитие собственных клинических баз. Сейчас же университетские клиники есть только у десятка медицинских вузов России из 49 подведомственных Минздраву. И только в пяти-шести вузах клиники представляют собой крупные многопрофильные стационары с емкостью более 1000 коек.
Говоря о переформатировании медицинского образования, столь актуальном во время пандемии, цифровых технологиях и их интеграции в обучение, П.Глыбочко отметил, что Сеченовский университет оперативно отреагировал на вызовы времени. Цифровая платформа Sechenov Online объединила 239 образовательных курсов из 27 медицинских вузов. Ее посетителями в 2020 году стали 120 тысяч человек, что в 40 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Каждый пятый получил сертификат о прохождении образовательного курса. Ректор «Сеченовки» предложил в рамках конференции обсудить вопросы партнерского использования цифровой платформы Sechenov Online для разработки методического сопровождения электронного обучения и формирования накопительного банка онлайн-курсов. Также П.Глыбочко заявил, что Сеченовский университет готов поделиться с другими медицинскими вузами опытом трансформации образовательной модели университета. Он сообщил, что в октябре на образовательной платформе Sechenov Online стартует онлайн-курс «Персонализация в высшем образовании: подходы и решения». Ректор предложил создать на базе «Сеченовки» Центр цифровой культуры и профессионального развития, пояснив, что такая структура «даст возможность распространить опыт сотрудничества-соучастия на повседневную деятельность вузов и профессионального сообщества, а также позволит встроиться в международный образовательный контент».
В первый день конференции прошел симпозиум «Первичная специализированная аккредитация специалистов — обеспечение качества профессиональной деятельности в сфере здравоохранения». Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова отметила, что к 2020 году сформировалась «понятная и очень прозрачная система». Аккредитация — форма допуска к профессиональной деятельности — к 2024 году должна быть у каждого работника отрасли.
В рамках Недели медицинского образования-2020 состоялись также круглые столы «Образовательные траектории для развития исследовательских компетенций в медицине и биомедицине», «Цифровизация и независимая оценка качества», «Комфортная среда обучения», «Инновационные подходы к обучению по специальности «Лечебное дело», «Медицинское образование в эпоху цифровизации», практико-ориентированные семинары и другие мероприятия, в том числе первая Всероссийская онлайн-конференция «Тьюторы симуляционного обучения», на которой участников, в частности, познакомили с историей становления тьюторства и системой обучения тьюторов-волонтеров, а в завершение предложили интерактивную лекцию и обучающую ZOOM-игру по реанимационному комплексу.
Итогом Недели стало определение направлений развития медицинского образования страны. Среди них — открытие университетских клиник не менее чем на тысячу коек в каждом медвузе, обеспечение приоритетного финансирования клинических подразделений федеральных образовательных и научных организаций, создание Центра цифровой культуры и профессионального развития, оптимизация образовательных программ в связи с вступлением в силу нового поколения ФГОС с учетом применения дистанционных технологий, развитие корпоративных ресурсов электронного образования на платформе Sechenov Online, формирование открытого академического пространства в условиях транснациональной университетской среды.

Пресс-служба Сеченовского университета

Нет комментариев