Музы и розы

К изучению шедевров Эрмитажа подключились ботаники

В Государственном Эрмитаже состоялось представление иллюстрированного издания «Сад Эрмитажа». Оно было выпущено благодаря совместной научно-исследовательской инициативе Санкт-Петербургского госуниверситета и Эрмитажа, которая позволила объединить искусство и науку и по-новому взглянуть на произведения из собрания музея.
Книга стала результатом научной работы искусствоведов музея, ботаников университета, фонда «Эрмитаж XXI век» и участников международного проекта «Молодость», направленного на развитие музейных практик работы с молодежью в возрасте от 17 до 28 лет.
В рамках проекта сотрудники Эрмитажа отобрали более 200 произведений эрмитажной коллекции нидерландской живописи и декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков — натюрморты, пейзажи, аксессуары, посуду и другие объекты — с изображением растений. Как рассказала ведущий специалист Управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ Валентина Бубырева, экспертам университета удалось идентифицировать не менее 219 видов растений.
Самыми популярными оказались роза и различные ее сорта, как знакомые нам сегодня, так и старинные, выведенные до 1867 года. Специалисты отмечают, что определить точно такое количество растений стало возможным благодаря мастерству нидерландских художников, уделявших большое внимание достоверности изображений и прорисовке деталей. Любопытно, что при изучении произведений искусства ботаники СПбГУ вообще не встретили выдуманных растений. Это значит, что значительная часть изображений была нарисована либо с натуры, либо по воспоминаниям художников.
По словам председателя правления и директора фонда «Эрмитаж XXI век», продюсера издания Зорины Мысковой, книга будет интересна как ученым, так и обычным любителям искусства. «Насколько нам известно, аналога этому проекту нет нигде в Европе, есть лишь отдельные исследования, однако такая системная научно-исследовательская работа по поиску и интерпретации растений — это уникальный проект», — сказала она.
Подготовка книги стала продолжением совместной работы специалистов Эрмитажа и Санкт-Петербургского университета, начатой по инициативе участников международного молодежного проекта «Музей 15/24». В прошлом году была издана книга «Бабочки Эрмитажа», объединившая на своих страницах более 500 разнообразных бабочек, идентичность которых определили ученые вуза.

Пресс-служба СПбГУ