Множатся дыры…

Детекторы гравитационных волн обнаружили крупнейшую в истории своих наблюдений черную дыру. Новость распространило издание New Scientist.

Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория LIGO (Laser Interferometer Gravitational-wave Observatory) в США и ее партнерская установка Virgo в Италии сделали крупнейшее из своих открытий. Как сообщает New Scientist, детекторы обнаружили столкновение двух огромных черных дыр, в результате которого возникла другая черная дыра с массой в 142 массы Солнца. Это крупнейшая черная дыра из открытых благодаря гравитационным волнам. У ученых уже есть прямые доказательства существования черных дыр как меньшего, чем только что открытая, так и большего размера. Последние — это черные дыры звездной массы, которые достигают 100 солнечных масс и образуются при умирании звезды. Но есть еще сверхмассивные черные дыры, которые гораздо крупнее и находятся в центрах галактик. Сейчас физики сообщают о первом прямом подтверждении черной дыры с промежуточной массой. «При массах от 60 до 130 солнечных масс звезда в черную дыру не превратится, ее должно просто разорвать на части от внутреннего давления», — говорит участник проекта LIGO Нельсон Кристенсен (Nelson Christensen) из обсерватории Ниццы (Observatory of Nice) во Франции. «Астрофизики на основании теоретических построений считали, что в этом диапазоне никакая черная дыра возникнуть не может, но мы нашли, по меньшей мере, одну, если не две», — заявляет Кристенсен.
Перемещаясь в космическом пространстве, массивные объекты создают возмущения на поверхности пространства-времени, которые называются гравитационными волнами. Эти волны растягивают и сжимают все, через что они проходят, и наземные детекторы по таким изменениям определяют источник возмущений. 21 мая 2019 года все три детектора обнаружили гравитационные волны от пары черных дыр массой в 65 и 85 солнечных масс  соответственно, которые вращались вокруг друг друга и сливались в одну. Результат этого грандиозного столкновения — черная дыра, которая в 142 раза массивнее Солнца. По мнению ученых, две слившиеся черные дыры возникли не из звезд: они представляют собой второе поколение черных дыр, порожденное другими сливающимися парами черных дыр меньшей массы, говорит Кристенсен. На основании данных автоматического обзорного телескопа имени Цвикки (Zwicky Transient Facility) в Калифорнии, который обнаружил световую вспышку вблизи вероятного места слияния черных дыр, авторы открытия, которое опубликовано в журнале Physical Review Letters, предполагают, что источник этого излучения находился у центра галактики, где вокруг сверхмассивной черной дыры обращается плотный диск вещества. Именно там могли скрываться черные дыры, породившие обнаруженную новую черную дыру.