Камушки и ракушки

Ожерелье из неолитического захоронения указало на социальную сложность древней культуры. С подробностями — Heritagedaily.com.


Разноцветное ожерелье было найдено в детском захоронении в древней иорданской деревне Ба’джа, открытие описано в журнале PLoS One. Ба’джа — одно из крупнейших неолитических поселений на территории Иордании, где на площади в полтора гектара жили 600 человек. Как и соседнее поселение Баста, Ба’джа было построено около 7000 года до нашей эры в период докерамического неолита Б. Люди того времени активно занимались одомашниванием животных, и продукция животноводства служила дополнением к их уже устоявшемуся смешанному рациону, в котором были плоды земледелия, а также охоты и собирательства. Нательные украшения в докерамическом неолите несли важную символическую нагрузку, отражающую культурные ценности и личное самосознание, и это делает их незаменимыми для изучения древних сообществ. Археологи, исследовавшие ожерелье, которое украшало тело погребенной в Ба’дже восьмилетней девочки, изучили каждый из 2500 составлявших его элементов. Это цветные камушки и ракушки, две необычные янтарные бусины, крупная каменная подвеска и перламутровое кольцо с тончайшей гравировкой. Проанализировав состав, выделку и пространственное расположение артефактов, ученые пришли к выводу, что некогда они составляли многорядное ожерелье, которое со временем распалось. В процессе исследования они воспроизвели копию оригинального украшения, которая в настоящее время выставлена в Музее Петры (Petra Museum) в Иордании.
Многорядное ожерелье, будучи самым древним и самым ярким неолитическим украшением, позволяет по-новому взглянуть на погребальные обычаи в отношении индивидуумов, которые, очевидно, занимали в период неолита социальный статус выше среднего. Реконструируя ожерелье, ученые пришли к выводу, что обитатели деревни Ба’джа могли доставлять экзотические материалы из удаленных мест. Кроме того, судя по ожерелью, в сообществе обитателей деревни были и ремесленники высокого класса, и торговцы, и знать, представители которой были в состоянии заказывать такие изделия. Как пишут авторы исследования, «анализ детского ожерелья дал ценную информацию, которая углубила наше понимание ритуальных практик и символического поведения сообщества Ба’джи, пролив при этом свет на художественные и экономические возможности, задействованные для обслуживания всего этого. Несмотря на изысканный дизайн, ожерелье было изготовлено не для обмена или торговли, а именно как часть погребального ритуала, и это — важное свидетельство культурных практик того времени».

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев