Из осколка Каалиярва?

Ученые установили, что 3000-летний наконечник для стрелы сделан из метеоритного железа. Об этом пишет Sci.News.

На метеоритное происхождение металла, из которого изготовлен древний наконечник из поселения бронзового века Мериген в Швейцарии, ясно указали космогенный изотоп алюминия-26, никель, кобальт, германий и галлий, а также присутствие двух минералов под названием камасит и тэнит. «Металлическое железо было доступно людям в виде редкого метеоритного железа до того, как началась выплавка металла из окисленных руд», — пояснил в комментарии для Sci.News ведущий автор исследования Беда Хофманн (Beda Hofmann) из Бернского университета (University of Bern). «Использование метеоритного железа для изготовления объектов до наступления железного века в Евразии и Северной Африке известно благодаря находкам в Турции, Греции, Сирии, Ираке, Ливане, Египте, Иране, Сибири и Китае», — добавил он. Однако, по словам Хофманна, артефакты из метеоритного железа в Центральной и Восточной Европе очень редки и до сих пор были ограничены двумя археологическими стоянками в Польше: это два браслета из Ченстохова-Ракув и топор из Ветшно.
В новом исследовании археологи изучали необычный железный наконечник для стрелы из коллекции Бернского исторического музея (Bern History Museum). Это изделие было найдено в XIX веке у озера на месте поселения на сваях эпохи поздней бронзы под названием Мериген в Швейцарии. Хотя Мериген находится в нескольких километрах от большого, усеянного метеоритами поля у подножья горы Тваннберг, исследование металла наконечника с помощью рентгенофлуоресцентного анализатора показало, что железо для него было взято не с этого поля, а, возможно, из осколков метеорита Каалиярв, который упал около 3470-3545 лет назад на эстонском острове Сааремаа.
«Среди всего трех крупных европейских железных метеоритов из группы с подходящим химическим составом метеорит Ка­алиярв является наиболее вероятным источником, потому что его мощный удар о Землю, случившийся за 1500 лет до нашей эры, в бронзовом веке, породил множество мелких фрагментов», — пишут исследователи. Наконечник из Меригена состоит из покрытого ржавчиной железа, местами очень расслоенной текстуры. Его вес — около 3 г, длина — 3,9 см, ширина — 2,5 см, максимальная толщина — 0,3 см. Он очень плоский, хотя первичные формы метеоритного железа никогда не бывают такими плоскими, даже в случае осколков, которые образуются из-за взрывного разрушения при ударе. Ученые уверены, что плоская форма наконечника обусловлена искусственной деформацией изначально менее плоского объекта в результате горячей или холодной обработки. Это согласуется со слоистым характером изображений, полученных на рентгеновском томографе. Результаты исследования появятся в сентябрьском номере Journal of Archaeological Science.