Евклидовым взглядом

Новый космический телескоп будет исследовать темную материю и темную энергию Вселенной. Об этом сообщают SciTechDaily, Science.org.

Новый телескоп «Евклид» Европейского космического агентства был запущен 1 июля с мыса Канаверал. Аппарат, названный в честь древнегреческого геометра, был выведен в космическое пространство ракетой-носителем Falcon 9 компании SpaceX. Европейская миссия создавалась при участии NASA: американским аэрокосмическим агентством предоставлены инфракрасные детекторы для одного из приборов. Кроме того, ученые NASA вместе с европейскими коллегами будут анализировать получаемые «Евклидом» данные. Цель миссии заключается в лучшем понимании геометрии темной материи и темной энергии посредством очень точного измерения ускорения расширения Вселенной. Для этого аппарат будет измерять красные смещения галактик, находящихся на разном расстоянии от Земли, и исследовать связь красного смещения и расстояния. Телескоп весом в две тонны и с зеркалом диаметром 1,2 м встанет на орбиту у второй точки Лагранжа (L2), обращаясь в направлении, противоположном Солнцу. L2 — это точка равновесия системы Солнце — Земля, которая следует за Землей при ее вращении вокруг Солнца и расположена в 1,5 миллиона км от нас. Там уже находятся европейский телескоп «Гайя» (Gaia mission) и телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope) американского, европейского и канадского космических агентств. Все эти обсерватории движутся по независимым траекториям. «Евклид» снабжен солнечным щитом, плоским прямоугольником из пластика, усиленного углеволокном, который должен защищать его бок, направленный к Солнцу, от нагревающего излучения звезды. Поддержание низкой температуры телескопа (не выше -150°С) критически важно для обеспечения точности измерений.
Основных научных инструментов на «Евклиде» два. VISible imager (VIS), предназначенный для получения изображений в видимом диапазоне, сможет делать фотографии большого участка неба с высоким разрешением, которые дадут представление о распределении двух миллиардов галактик, а также об их форме, размере и яркости. Точные измерения деформации изображений галактик основаны на слабом гравитационном линзировании — явлении, вызванном взаимодействием света с темной материей, что позволит составить карту распределения темной материи во Вселенной. Второй инструмент — спектрометр и фотометр ближнего инфракрасного диапазона (NISP), работающий в ближнем инфракрасном диапазоне. Он будет сосредоточен на анализе спектра галактик, предоставлении информации об их физических свойствах, в частности, температуре и скорости расширения. Благодаря своей аппаратуре «Евклид» сможет получить самую точную из когда-либо созданных трехмерную карту Вселенной, охватив таким образом 10 миллиардов лет космической истории, пишет Science.org.