Двойной удар

Вирусологи готовят уникальную вакцину против ковида и гриппа

Вряд ли найдется грамотный специалист, который не побоится сказать, как года через три поведет себя злобный ковид. Зато с уверенностью можно утверждать, что к тому времени на рынке появится, не побоимся громких слов, уникальная вакцина двойного назначения. Одинаково успешно она будет действовать и против коронавируса, и против гриппа. Отметим, что это важнейшее и перспективное исследование уже несколько лет финансирует Российский научный фонд, а разрабатывает новинку отдел вирусологии им. А.А.Смородинцева Института экспериментальной медицины РАН (Санкт-Петербург). Рассказывает один из авторов необычной вакцины, руководитель проекта, заведующая лабораторией института, доктор биологических наук Ирина ИСАКОВА-СИВАК.

— Просвещенный мир гордится, что хотя бы одну вакцину сделать может, а вы замахнулись на двойную. Как вам это удается?
— Ответ простой: у нас есть опыт и наработки. Известный вирусолог академик А.А.Смородинцев был приверженцем живых вакцин, он считал, что только с их помощью можно снизить заболеваемость и даже ликвидировать патоген. Идея создания комбинированной вакцины против ковида и гриппа возникла у нас не спонтанно, а в результате экспериментов, проводимых в последние четыре года, когда мы удостоились первого трехгодичного гранта РНФ для поддержки лабораторий, возглавляемых молодыми учеными (проект «Конструирование поливалентной вакцины против ОРВИ различной этиологии» https://rscf.ru/contests/search-projects/17-75-20054/).
Мы оценили принципиальную возможность создания вакцины двойного назначения на основе безвредного живого вируса гриппа, которая может защищать и от других вирусов, вызывающих вспышки ОРВИ. Исследовали всевозможные варианты встраивания чужеродных антигенов в вирусные частицы, чтобы доказать: наша стратегия имеет право на жизнь. Считаю, нам это удалось, мы создали живую комбинированную вакцину. Живая она, поскольку ее основу составляет ослабленный вирус гриппа. Это было внедрено в практику здравоохранения в 1987 году профессором Л.Г.Руденко, ученицей А.А.Смородинцева. Вакцину распыляют через нос. Вирус размножается, как ему и положено, но заболевание не вызывает, потому что у него отсутствуют факторы патогенности (вирус искусственно ослаблен в лаборатории). Но самое важное: в результате бессимптомной инфекции вырабатывается полноценный иммунный ответ. Это и гуморальное звено (всем известные антитела), и Т-клеточное, и, самое главное, мукозальный (еще его называют локальный, секреторный) иммунитет — он стоит на передовой линии защиты от заражения респираторными ин-фекциями. Наша вакцина для профилактики гриппа лицензирована, и когда нагрянул коронавирус, у нас уже был серьезный научный задел для создания новой вакцины. РНФ посчитал его достаточно весомым и предоставил нам четырехгодичный грант.
Это только кажется, что мы имеем дело с совершенно новым и неизвестным патогеном. На самом деле нынешний ковид — лишь разновидность известного ученым семейства вирусов, которые могут вызывать либо сезонные вспышки ОРВИ, либо тяжелые респираторные заболевания, а на этот раз даже привел к пандемии. Свою задачу мы сформулировали так: модифицировать вакцину против вируса гриппа и на ее основе создать комбинированный препарат. Мы уже знали, в какую часть генома необходимо встроить иммуногенные участки нового коронавируса, чтобы получить стойкую иммунную реакцию и на грипп, и на коронавирус. Известна одна из самых неприятных его особенностей — изменчивость, обнаружены британский, африканский и другие штаммы. Поэтому большинство разработанных вакцин, как, впрочем, и антигриппозные, придется ежегодно модернизировать. Но к нашей это не относится, поскольку она нацелена на те участки коронавируса, которые практически не изменяются.
— Что значит сделать вакцину? Так ли это просто?
— Мы начали с создания вакцинного штамма — некоего рекомбинантного вируса гриппа, внутри генома которого встроены отобранные нами участки генома (так называемые эпитопы) другого вируса, в данном случае коронавируса. Здесь важен принципиально новый подход к выбору этих участков. Мы нацелены на создание универсальной вакцины за счет стимуляции так называемых Т-клеток памяти к консервативным эпитопам коронавируса. И как бы ни изменялся, ни мутировал ковид, они все равно его распознают и выведут на чистую воду. Так будет и сегодня, и завтра независимо от превращений, мутирования вируса. Более того, поскольку наша вакцина вводится через нос, то Т-клетки памяти локализуются как раз в тканях респираторного тракта (есть такое понятие — resident memory T-cells, TRM), и в ответ на появление каждого нового вируса Т-клетки очень быстро активизируются и убивают зараженную клетку еще до того, как проявятся симптомы. В этом главное достоинство нашей вакцины.
Для ее создания с помощью методов генной инженерии готовим химерные гены будущего вируса, а далее уже из отобранных генов получаем живой вирус. Прежде всего нужно убедиться в его безопасности — только тогда на его основе можно делать вакцину. Для этого вирус вводим животным — особо чувствительным к инфекции хорькам — и наблюдаем за клиническими симптомами заболевания. По тому, насколько успешно вакцина борется с патогенным вирусом, можно судить о ее качестве. Нам важно, как организм животных вырабатывает иммунный ответ, как образуются антитела и Т-клетки, которые в будущем будут уничтожать зараженные вирусом клетки. Только после полного цикла исследований, получив ответы на все вопросы, можно переходить к клиническим испытаниям на добровольцах. Отмечу, что эти исследования требуют разработки новой технологии производства. Это сфера ответственности нашего индустриального партнера крупной биотехнологической компании ЗАО «БИОКАД», по условиям гранта РНФ выступающей в роли инвестора.
— Как вакцина поведет себя в отношении гриппа?
— Здесь картина немного другая. Вирус гриппа постоянно мутирует, из-за этого приходится все время обновлять его штаммы. Поэтому медики и призывают нас прививаться каждую осень. И в нашей живой вакцине есть антигены вируса гриппа, которые меняются каждый год. Но нам ничего не стоит заменить эти антигены. Эта обычная рутинная и не особенно трудоемкая работа, подчеркну, никак не сказывается на эффективности той части вакцины, что направлена против коронавируса.
— Вы дважды удостаиваетесь поддержки РНФ. Что вам предстоит сделать по новому гранту?
— Четырехгодичный грант, мы только начинаем его осваивать, требует, как уже говорилось, разработки бивалентной вакцины: от гриппа и коронавируса. Чтобы на мировом уровне провести эти масштабные исследования, нужно произвести точную оценку иммунного ответа на наши вакцинные кандидаты. Для этого необходим прибор — анализатор активации иммунных клеток. Стоит он, между прочим, около 6 миллионов рублей, и без помощи Фонда мы вряд ли бы смогли его приобрести. Средства гранта пойдут также на закупку расходных материалов, реактивов и животных. Часть денег выделяем на оплату услуг сторонней организации, которая проверит на хорьках безопасность и иммуногенность нашей вакцины. Грант требует от нас включить в состав лаборатории на постоянной основе трех молодых «остепененных» ученых в возрасте до 35 лет. Подразумевается, что по окончании действия гранта, приблизительно через три года, наш высококвалифицированный коллектив продолжит исследования на мировом уровне. Считаю такую форму поддержки РНФ ценной и оптимальной. Сейчас в проекте участвуют 18 человек, из них 14 — молодые ученые, аспиранты и студенты. Работаем вполне успешно. У нас прочные контакты с зарубежными коллегами из Европы, Австралии и США. Например, с университетом штата Джорджия в Атланте опубликовали статью в журнале Antiviral Research (https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0166354219301214?via%3Dihub). Последние наши статьи по предыдущему гранту РНФ (всего их восемь, шесть из них вышли в журналах первого квартиля) получают отклики, их цитируют, на них ссылаются. Если кратко суммировать мнение коллег, то они считают, что создание вакцины двойного назначения очень перспективно. Это позволит в будущем существенно снизить ущерб, наносимый двумя респираторными вирусными патогенами, способными вызывать серьезные заболевания и летальный исход больных.
— Если у нас в стране не торопятся прививаться обычной вакциной, будет ли спрос на комбинированную?
— Наша задача — создать качественную вакцину, доказать ее безопасность и эффективность. Она значительно снизит нагрузку на органы здравоохранения при проведении прививочной кампании, а населению гораздо проще будет привиться от двух инфекций одновременно. Надеемся, что бивалентная вакцина окажется востребованной не только в России, но и за рубежом, поскольку мы передали технологии производства живой гриппозной вакцины в Индию и Китай.

Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев