Добавки прибавят

Правильные БАДы продлят жизнь

Почему жизнь людей и вообще живых организмов такая короткая? Может ли человек в среднем жить больше 100 лет и что для этого нужно? Директор института живых систем Балтийского федерального университета им. И.Канта, доктор технических наук Ольга БАБИЧ (на снимке) занимается поисками ответов на эти вопросы. Одна из тем ее исследований, которая удостоена гранта Президента РФ, связана с изучением геропротекторного потенциала вторичных метаболитов лекарственных растений России с целью создания БАДов для профилактики возрастной патологии.
— Ольга, с какими лекарственными растениями России вы работаете? И какой возрастной патологией занимаетесь?
— Растения для получения ­БАДов мы с коллегами выбирали, основываясь на литературных данных отечественных и зарубежных ученых об их химическом составе. Нас больше всего интересовало содержание веществ антиоксидантного действия: полифенолов, флавоноидов, гликозидов, ксантонов, антоцианов. Напомню, что антиоксиданты — это молекулы, препятствующие протеканию опасных для организма цепных реакций, которые запускаются свободными радикалами. Они выполняют роль природного щита для организма.
В результате исследований мы выбрали растения, богатые антиоксидантам и произрастающие в нашей стране. Это тысячелистник обыкновенный, куркума длинная, пижма девичья, донник лекарственный, солодка уральская, имбирь аптечный, копеечник Турчанинова.
БАДы, которые мы разрабатываем, будут использованы для профилактики преждевременного старения в целом. В первую очередь нас интересует предотвращение заболеваний сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь, атеросклероз), опорно-двигательного аппарата (остеопороз, остеоартроз, подагра), злокачественных новообразований, нейродегенеративных процессов (болезни Альцгеймера, Паркинсона), эндокринных заболеваний (сахарный диабет). Главное предназначение наших БАДов — увеличение возраста активности, то есть состояния, когда пожилой человек может вести полноценную жизнь.
— Доказана ли эффективность растений, с которым вы работаете?
— Они действительно помогают при возрастной патологии именно благодаря высокому содержанию в них антиоксидантов. Несмотря на то, что биологию старения изучают многие научные центры и университеты, ее сущность до сих пор полностью неизвестна. Есть несколько теорий, одна из которых «свободнорадикальная». Согласно ей, старение связано с накоплением повреждений клеток, вызванных активными формами кислорода. При окислительном стрессе антиоксидантная система организма недостаточно активна. В результате клетки гибнут, и происходит старение всех систем организма.
Увеличение количества свободных радикалов происходит из-за неблагоприятных факторов окружающей среды (токсичные выбросы, ультрафиолетовое излучение), ряда заболеваний (в частности, сахарного диабета и ожирения), несбалансированного питания и нехватки веществ, обладающих антиоксидантной активностью. Полифенолы, флавоноиды, гликозиды, ксантоны, антоцианы, содержащиеся во многих растениях, связывают активные формы кислорода и предотвращают окислительный стресс.
Мы еще будем исследовать и доказывать эффективность наших растений, выбранных в качестве источника веществ, замедляющих старение. Пока же имеем фрагментарные опубликованные данные (научные статьи российских и зарубежных ученых) о высоком содержании в этих растениях соединений с антиоксидантными свойствами.
— Что такое вторичные метаболиты и как вы их изучаете?
— Это биологически активные вещества, которые растения вырабатывают в процессе жизнедеятельности, они накапливаются в их тканях. Наша научная группа проводит исследования на трех уровнях. Сначала мы определяем химический состав растительных органов (листьев, стеблей, корней), выявляя в них антиоксиданты. Их можно также назвать геропротекторами. Используем при этом современное научное оборудование Института живых систем Балтийского федерального университета. Это аппаратура для проведения хроматографии (высокоэффективной жидкостной и тонкослойной), спектрофотометрии, ИК-Фурье-спектроскопии, масс-спектрометрии, спектроскопии ядерного магнитного резонанса.
Затем выделяем из растений путем экстракции и препаративной хроматографии индивидуальные биологически активные вещества, продемонстрировавшие максимальные антиоксидантные свойства, и изучаем их биологическую активность уже более детально. Конкретно нас интересуют кроме антиоксидантных также их антимикробные, иммуномодулирующие, противоопухолевые свойства, которые мы исследуем с помощью культур клеток (эксперименты in vitro).
Наконец, третий этап — доклинические исследования in vivo. Это изучение геропротекторного потенциала выделенных биологически активных веществ с использованием, в частности, круглых червей (нематод). Нематоды — удобные модельные организмы для определения степени воздействия веществ на различные состояния живого организма — их геном хорошо изучен.
— Каков план дальнейших работ?
— На следующем этапе мы будем разрабатывать рецептуры БАДов, замедляющих старение, на основе веществ, выделенных из растений. Изучим показатели качества и безопасности в соответствии требованиям нормативной документации. Затем приступим к разработке практических рекомендаций по использованию добавок в превентивной (задерживающей еще с молодого возраста процессы утраты функциональной активности человека) гериатрии и антивозрастной медицине.
Мы уверены, что наши исследования улучшат ситуацию с возрастными патологиями и внесут вклад в реализацию ряда инициатив. Это Программа ООН по старению, приказ Минздрава РФ «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», Президентская программа «Здоровье нации». Мы надеемся, что наши исследования помогут достичь ожидаемой продолжительности жизни населения России к 2025 году не менее 76 лет согласно госпрограмме «Развитие здравоохранения». Пока же, по данным 2020 года, этот показатель составляет 71,5 года.
— Вовлекаете ли вы в эту работу студентов?
— Конечно. В бакалавриате и специалитете БФУ выделяется большое количество часов на работу в лабораториях. Уже с первого курса молодые люди могут присоединиться к любой научной группе. Более того, студенты нередко сами определяют тему, которая впоследствии не только ложится в основу их курсовых и дипломных работ, но и задает направление их будущей научной карьеры.
Образовательные программы Института живых систем — практико-ориентированные. Мы стремимся готовить по-настоящему востребованных специалистов, потому что понимаем, что биологи, химики, биоинженеры, биоинформатики, экологи — это профессии будущего, ведь механизмы живых систем до сих пор остаются слабо изученными.

Венера Салихова

Нет комментариев