Держи марку

Важнейшая из отечественных битв практически осталась за бортом мировой филателии

На недавнем X Международном форуме историков-кавказоведов, организованном в Ростове-на-Дону Южным научным центром РАН и Южным федеральным университетом, говорилось в том числе о том, как битва за Кавказ в годы Великой Отечественной войны отражалась в филателии. С докладом об этом выступил кандидат исторических наук Игорь Татаринов, представляющий Луганский государственный университета имени Даля.
Как установил ученый, в годы СССР были выпущены всего лишь три марки, посвященные битве за Кавказ. Две из них, от 1946 года, вошли в так называемую серию «Ордена на ленте». Третья посвящена Герою Советского Союза Унану Аветисяну, повторившему в одном из сражений на Кавказе подвиг Александра Матросова. Уже в нашем веке несколько марок на эту тему выпускались в России, Приднестровье и Донецкой Народной Республике.
«Факт — парадоксальный. Если судить по маркам — а на них всегда отображались наиболее значительные события нашей истории — то можно подумать, что мы проиграли эту грандиозную битву, которая длилась 442 дня и завершилась нашей безоговорочной победой. Это противоречие еще ждет своего объяснения», — считает Игорь Евгеньевич.
Практически не отражена на почтовых миниатюрах эта тема и на зарубежных марках. Исключение составила Центрально-африканская Республика. В 2011 году там выпустили красочный малый лист почтовых марок с портретами четырех военачальников, противостоящих друг другу: советских Родиона Малиновского и Семена Буденного, а также немецких Эвальда фон Клейста и Вильгельма Листа. Далекие африканцы не ведали о том, что генерал Малиновский командовал совсем на других фронтах.
Тема исторической науки и филателии только на первый и поверхностный взгляд кажется мелкой. В умелых руках миниатюры с зубчиками по краям могут стать средством пропаганды, в том числе вражеской. Вспомним, как в прошлом году после террористической атаки на Крымский мост в Киеве спешно выпустили марку с фото этого взрыва, организованного укронацистами. Буквально в тот же день на фоне плаката с изображением марки фотографировались перевозбудившиеся от перемоги киевские «патриоты».
«В начале ХХI века в связи с обострением геополитического противостояния открылось новое поле для сражений — ментальное пространство. На первый план вышла сфера исторической памяти, на фронтах которой сегодня развернулись довольно масштабные баталии. Мы видим систематическое искажение исторической правды, прежде всего о Великой Отечественной войне, активное насаждение различных мифов и фальсификаций, имеющих цель переписать мировую историю, скрыть решающую роль нашей Родины в победе над нацизмом и внедрить в сознание молодого поколения ложные образы и символы. В этой связи важное место в укреплении исторической памяти и правды о событиях прошлого играют различные формы их визуализации. И здесь далеко не на последнем месте стоит филателистическая продукция, которая фиксирует на почтовых марках или конвертах разного рода памятные сюжеты, портреты, скульптуры, победные сражения, мемориальные места и многое другое», — считает историк Игорь Татаринов.

Алексей Громов

 

Нет комментариев