Бакинский вариант

Недавно в Национальной академии наук Азербайджана был избран новый президент — академик Акиф Ализаде. В своей программной речи на Общем собрании НАНА он рассказал о том, в каком состоянии сегодня находится азербайджанская наука и каковы перспективы ее развития. Предлагаем вам ознакомиться с основными положениями этого доклада.

Фундаментальная наука Азербайджана, являясь многофункциональной, долгие годы успешно выполняла познавательную, образовательную и социально-культурную функции, внося весомый вклад в обеспечение экономического развития республики в составе СССР. Сложившаяся после распада СССР ситуация имела катастрофические последствия во всех сферах жизни республики, и в первую очередь в области науки.
Недостаточное финансирование, снижение интенсивности исследований, разрушение приборной и экспериментальной базы, старение научных кадров, распад отраслевой науки, распыление бюджетных средств привели к значительному падению научного потенциала и разрушению большинства признанных научных школ. Наукометрический анализ свидетельствует о невысоких показателях индивидуального рейтинга ученых республики. Только несколько человек имеют индекс цитирования больше 500 и индекс Хирша больше 8-10.
Очевидно, что прежняя форма организации научных исследований, прежде всего в Академии наук, показавшая прекрасные результаты в советский период, оказалась неадекватной новым экономическим реалиям. Научная сфера требует такой реформы, которая учитывала бы, помимо прочего, особенности социально-экономического развития, ее исторические корни и культурные традиции.
Справедливая оценка деятельности академических институтов была дана еще в распоряжении президента Азербайджанской Республики от 10 апреля 2008 г. “О создании Государственной комиссии в связи с проведением реформ в азербайджанской науке”. Там было четко отмечено: “…Как в отраслевых, так и в академических институтах функционируют отделы, центры и лаборатории, которые годами на основе устаревших правил и методов продолжают вести исследования, не отвечающие стандартам нового времени. А коллективы, способные идти в ногу с требованиями современной науки, из-за слабости материально-технической базы и недостатка средств сталкиваются с трудностями в реализации своих научных проектов”.
Сложившуюся ситуацию надо срочно исправлять. С этой целью мы предполагаем, во-первых, провести инвентаризацию деятельности всех академических институтов за последние 10 лет на основе показателей и критериев, отвечающих “стандартам нового времени”. В нашем Институте кибернетики подготовлена и апробирована информационная технология для определения качества научных исследований. По результатам этой работы планируем провести ранжирование академических институтов, то есть определить рейтинг каждого из них и его соответствие уровню мировой науки. Очень важно оценить вклад каждого академического института в социально-экономическое развитие страны и наконец разработать новый механизм финансирования НАН Азербайджана, учитывающий мировой опыт в этой области.
Все эти и другие меры мы планируем отразить в специальной “Программе модернизации структуры, функций и механизма финансирования Национальной академии наук Азербайджана”.
Приоритетные направления деятельности НАН Азербайджана должны однозначно соответствовать приоритетам развития экономики. Вместе с тем и сама академия может и должна предлагать в инициативном порядке проекты госпрограмм, соответствующие приоритетным направлениям ее деятельности, а значит, и государственным приоритетам. Мы будем стремиться к тому, чтобы каждое отделение имело такие государственные программы, а участие в их разработке и реализации академических институтов будет считаться одним из важнейших показателей эффективности их деятельности.
Академия наук Азербайджана должна наконец четко определиться также и с приоритетами фундаментальных исследований на перспективу до 2020 года.
На наш взгляд, такими направлениями могут быть:

1) научные исследования, направленные на повышение энергетической безопасности страны и рациональное функционирование энергетического комплекса как основы устойчивого развития республики;
2) научные исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий;
3) науки о жизни (биомедицина и здоровье человека);
4) научные исследования, направленные на обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны;
5) научные исследования в сфере охраны окружающей среды;
6) научные исследования в сфере общественных и гуманитарных наук — история, литература, языкознание.

Анализ динамики затрат на науку в промышленно развитых странах показывает, что государство, как правило, вкладывает в науку огромные средства, понимая, что от этого напрямую зависит прогресс общества. Верхняя планка этих затрат варьируется в пределах от 2,2% (Германия) до 5% (Израиль) ВВП.
В нашей стране, к сожалению, наука пока продолжает финансироваться по “остаточному принципу”, несмотря на впечатляющие темпы роста экономического развития. Если в 1980-1990-х годах, согласно данным Госкомстата АР, доля ассигнований на науку из госбюджета находилась в пределах 0,3-0,5% ВВП, то начиная с 1995 года она установилась на уровне 0,2% ВВП. Этого, конечно, совершенно недостаточно не только для технологического прорыва в мировое сообщество, но и для элементарного сохранения имеющегося научного потенциала.
Однако простое увеличение объема финансирования науки является недостаточной мерой для достижения ее конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Нужен эффективный механизм распределения выделяемых средств, с тем чтобы избежать их распыления по множеству малозначительных тем и работ и сконцентрировать в приоритетных направлениях, отвечающих национальным интересам. Необходимо выделять ресурсы на институты, оценивать их работу по интегрированным научно-исследовательским программам, по числу публикаций, их цитируемости, количеству членов академии, наличию молодых докторов наук, по представительности в международных научных журналах, активности их издательской деятельности. Мы считаем, что на данном этапе жизни НАНА должен быть разработан именно такой метод финансирования научных исследований.
С другой стороны, мы не должны рассчитывать только на госбюджетное финансирование и ждать, когда оно достигнет требуемого уровня. Мы должны научиться зарабатывать деньги сами. Опыт отдельных научных организаций, в бюджете которых солидную долю (до 50% и выше) составляют средства из иных источников финансирования (контракты, хоздоговоры, консалтинговые услуги, государственно-частное партнерство и т.д.), показывает, что это вполне возможно.
Конечно, сделать это не просто, учитывая наши реалии. Большинство институтов НАН Азербайджана не располагает опытно-экспериментальной базой или она у них настолько слаба, что не позволяет доводить имеющиеся разработки до уровня конкурентоспособной научной продукции, востребованной на рынке интеллектуальной собственности. В результате образуется разрыв в инновационном цикле, и разработка, пусть даже очень перспективная и потенциально, может быть, не уступающая лучшим мировым образцам, остается “лежать на полке”.
Выход из этой ситуации мы видим в переходе к коммерциализации части наших научных разработок. Это предполагает, во-первых, расширение объема прикладных научных исследований в тематических планах академических институтов с привлечением частного капитала и иностранных инвестиций. Во-вторых, усиление инновационной деятельности и создание на этой основе сети технопарков. Для чего это надо? Это даст возможность сформировать современный “пояс внедрения”, позволяющий как можно быстрее вводить научные разработки в практику.
Период выживания для азербайджанской науки в целом можно считать завершившимся. Сама наша страна существенным образом изменилась, и сегодня мы уже имеем возможность говорить не просто о поддержке науки, а о приоритетном партнерстве с академиями и научными центрами других стран. Несомненно, что для этой цели надо постепенно повышать планку показателя затрат на науку хотя бы до 1-1,2% от ВВП (для сравнения: на Украине — 1,2%, в России — 1,5%).
Все годы независимости Азербайджана отечественная наука, в том числе наша академия, функционирует фактически во внеправовом пространстве. Более 10 лет разрабатывался и обсуждался проект рамочного Закона АР “О науке и государственной научно-технической политике”. Все эти усилия в конечном счете ни к чему не привели — проект оказался неудачным.
Сегодня предлагается новый законопроект “О научной политике”, который также содержит немало погрешностей как редакционного, так и концептуального характера. В частности, мы категорически возражаем против лицензирования научной деятельности (что противоречит одному из основных принципов государственной научной политики, декларируемых в статье 3 того же документа, — принципу свободы научного творчества и исследования).
Мы не можем согласиться также с “урезанием” функций НАН Азербайджана и передачей их другим структурам, с дублированием правовых норм смежных законодательных актов, в частности Закона АР “Об образовании”, и некоторыми другими положениями обсуждаемого проекта. Академия наук надеется, что все эти и другие наши замечания и пожелания будут учтены уважаемым комитетом Милли Меджлиса и закон, регулирующий научную и научно-техническую деятельность, будет наконец принят и вступит в силу до конца текущего года.
На этом, разумеется, нельзя ставить точку. Есть и другие законодательные акты, которые надо готовить (“Об инновационной деятельности”, “Об интеллектуальной собственности”, “О международном информационном обмене”, “О трансферте технологий” и т.д.), за ними настанет очередь подзаконных актов, регламентирующих отдельные аспекты научной (научно-технической) и инновационной деятельности. Одним словом, должен быть создан целый пакет нормативно-правовых документов в сфере науки и инноваций. На наш взгляд, НАНА следует также разработать долгосрочную “Программу расширения международного научного сотрудничества”.
Считаю необходимым заострить внимание на том, что за последние годы в жизни НАНА произошли заметные изменения, связанные с внедрением информационных технологий и появлением прецизионной аналитической аппаратуры нового поколения. Сегодня в институтах ведутся работы по созданию современных аналитических лабораторий.
Для работы с таким оборудованием необходимы грамотные кадры, способные решать задачи в новых технологических условиях. К сожалению, в институтах НАНА таких специалистов не так много, и это одна из острых проблем для Академии наук.
Повышение окладов молодым выпускникам, достаточно грамотным и талантливым, которых АН старается заинтересовать, конечно, архиважно. Однако наш подход в этом вопросе должен учитывать еще и менталитет. Тот или иной молодой специалист может пойти на временные трудности, если ему будет у кого учиться, будет на чем работать и будут созданы хотя бы минимальные условия стимулирования качества его жизни. Поэтому стратегическое направление для НАН сегодня — это поиск путей дальнейшей интеграции науки и образования, создание научно-образовательных центров в институтах НАНА в качестве базовых кафедр ведущих вузов Азербайджана.
Важна пропаганда научных знаний. О том, как развивается наука, общественность проинформирована слабо. Частью обязательной работы любого члена академии должно стать взаимодействие с журналистами. Наши ученые должны смело публиковать отчеты о своих исследованиях в открытых источниках. Одновременно нужно бороться со всем тем, что дискредитирует научное сообщество, снижает его авторитет.
Я уверен, что мы сообща сможем продумать и реализовать все изложенное выше. Моя уверенность основана на понимании роли отечественной науки в строительстве современного государства со стороны президента Азербайджанской Республики уважаемого Ильхама Алиева, который в своей вступительной речи на Общем собрании НАН Азербайджана в 2011 году четко заявил: “Формирование современного государства невозможно без развития науки”. Мы же со своей стороны должны сделать все от нас зависящее для того, чтобы отечественная наука стала надежным фундаментом ускоренного социально-экономического развития Азербайджана.

Подготовил
Саид Гусейнов

Нет комментариев