Лики симулякра. Что означает на деле повышение окладов ППС

Тема роста зарплат преподавателей вузов снова на слуху. Известный майский указ, подписанный Президентом РФ почти сразу после инаугурации, обязал довести ее к 2018 году до 200% от средней заработной платы по экономике региона. За ненадлежащее исполнение указа в этой части министр образования и науки уже получал выговор от президента. Это случилось в сентябре прошлого года, и Д.Ливанов тогда в эфире программы “Познер” признал, что считает выговор справедливым, добавив: “Для себя решил, что надо действовать активнее и быстрее двигаться вперед”. И двинулись…

В октябре были опубликованы данные о средней зарплате ППС по вузам, из коих следовало, что с точки зрения выполнения указа президента дела обстоят не столь уж и плохо — в большинстве высших учебных заведений зарплата преподавателей среднюю зарплату по экономике в регионе даже превышала. Что, впрочем, зачастую свидетельствовало не о том, что у преподавателей высокая зарплата, а о том, что люди в тех краях зарабатывают мало. Цифры — вещь коварная. Особенно нивелируют реальную картину средние значения. Если смотреть только на них, так вообще уже все в ажуре. В начале лета на совещании ректоров подведомственных вузов министр бодро отчитался: “По данным Росстата, в I квартале 2013 года среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов достигла значения 30,7 тысячи рублей, что составляет 112% среднемесячной заработной платы по стране”.
Недавно сайт главного научно-образовательного ведомства страны сообщил о новом “шаге вперед”. Броский заголовок гласил: “В 2,2 раза увеличатся базовые оклады преподавателей в подведомственных Минобрнауки России вузах до конца 2013 года”. Больше чем в два раза! Людям, далеким от высшей школы, почему бы и не поверить, и не порадоваться?
Однако в середине текста, буковками поменьше, есть разъяснение, что в оклад теперь входят добавки за докторскую и кандидатскую степени, за должности доцента и профессора (при условии наличия соответственных степеней). Добавим, что согласно новому Закону об образовании, принятому 29 декабря прошлого года, в оклад ППС с 1 сентября, кроме этих добавок, включается и размер “ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря прошлого года”.
То есть заявленное увеличение оклада в 2,2 раза означает гораздо меньшее реальное повышение зарплаты. Как подсчитал в своем блоге один из преподавателей, взяв цифры с официального сайта СФУ, для доктора наук и профессора оно составит 21,9% (то есть при увеличении оклада почти втрое зарплата вырастет только в 1,2 раза). А если еще учесть, что инфляция в реальности тоже гораздо больше официально признанных 6,3% (далеко не каждый преподаватель, например, в отпуск едет отдыхать в Европу, а официальная статистика включает эти расходы в расчет инфляции), то двойной рост оклада оказывается почти незаметным для большинства тех, кого им осчастливили.
По словам министра, на период с 2013 по 2015 год для повышения оплаты труда преподавателям вузов из бюджета дополнительно выделено 24 млрд, 38 млрд и 62 млрд рублей соответственно. Естественно, о том, что отдельно на выплату добавок за степень и должность деньги выделять перестали, он не напоминал. “Эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений”, — предупредил Д.Ливанов. По оценке ректора НИУ ВШЭ Я.Кузьминова (в интервью на slon.ru), это только половина средств, необходимых для выполнения указа президента, остальное вузы должны заработать сами.
Сегодня Интернет переполнен фактами о том, что происходит опять же в реальности. А в реальности идет сокращение преподавателей, в первую очередь совместителей.
В пермских вузах, сообщает портал youperm.ru, оно завуалировано под оптимизацию — укрупняются вузовские подразделения, за счет чего уменьшается число кафедр, центров… и преподавателей. Представляется, что подобные процессы — не только в Перми. Собственно, на оптимизацию структуры вузы нацелили давно, подразумевая под этим и сокращение штатов.
В отделе кадров Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Самары читаем в одном из блогов: почти 80 преподавателей получили от отдела кадров предложение написать заявление об увольнении по собственному желанию до окончания срока действия трудовых договоров. И тоже случай, видимо, не единичный — о том, что сокращаемых вынуждают уходить якобы по своей воле, пишет и профессор Валентин Бажанов из Ульяновского государственного университета в своей статье “Университетский погром, предвестник академического погрома”, опубликованной в “Троицком варианте”.
Более щадящая практика (о ней корреспонденту “Поиска” рассказали в одной из командировок) — работу, которая раньше соответствовала ставке, в вузе стали считать соответствующей 0,8 ставки. Зарплата по отчету выросла, в реальности же для преподавателя ничего не изменилось.
Еще один механизм повышения зарплаты, через сокращение свободных штатных единиц, описан в статье профессора химфака МГУ Галины Цирлиной, опубликованной на том же сайте. По ее словам, “прямые наблюдения и устные сообщения отчасти осведомленных сотрудников позволяют выявить, что подавшим в июне документы на конкурс на освободившиеся штатные единицы выпускникам МГУ после истечения срока подачи документов было под формальными предлогами отказано в участии в конкурсах, а соответствующие штатные единицы были сокращены. Кроме того, административные лица в ультрасрочном порядке готовят списки на сокращение, руководствуясь целевым показателем “средняя зарплата не менее 60 тысяч рублей в месяц”.
Однако ректор МГУ В.Садовничий, как утверждается на сайте РИА Новости, все это опроверг, заявив, что “слухи о сокращении научных сотрудников МГУ, появившиеся в соцсетях, не соответствуют действительности”. Вместе с тем ректор МГУ отметил, что университет принимает активные меры для повышения зарплат ППС.
Читаешь все это и кажется, что существует две реальности: одна — та, в которой живут вузовские преподаватели, вторая, отражение первой в зеркале отчетов, — та, которую видят чиновники. Копию, не имеющую оригинала в реальности, философы называют симулякром. Главной задачей дня становится совершенствование отражения. Похоже, самый эффективный менеджер сегодня, прежде всего, тот, кто знает, как привести отчеты в порядок и что сделать, чтобы показать нужную картину в нужный срок. Не важно, какой ценой.
Что совсем плохо, обратной связи между реальностью преподавателей и реальностью чиновников как будто и не существует. Сколько бы ни твердили первые, что преподавательская нагрузка и так слишком велика, а после сокращений станет еще больше, что времени на научную работу преподавателям вузов и так остается мало, а будет еще меньше — вторые их не слышат. Непонятно откуда взятый ориентир на 30-процентное сокращение преподавательского корпуса, якобы необходимый для выполнения президентского указа, сомнению не подвергается. Задача поставлена. Президент — от премьера, премьер — от министра, министр — от ректоров ждут нужных цифр, свидетельствующих о ее выполнении. И эти цифры появляются.
И ведь наверняка не все вузовские преподаватели соответствуют требованиям. И сокращения, предпринимаемые не кавалерийским наскоком, а в результате, скажем, аттестации ППС или иных действий с прозрачным алгоритмом могли бы стать фактором оздоровления высшей школы. Но станут ли, когда нужное изображение важнее реальной картины?
Как заметил недавно министр Д.Ливанов, комментируя на “Эхе Москвы” обилие нарушений в ходе ЕГЭ-2013: “Главная проблема — это честность”. И прав ведь!
А если честно, напрашивается вопрос: при существующем уровне финансирования высшей школы выполнима ли в принципе задача, поставленная президентом в его указе — конечно, при условии не разрушения, а развития высшей школы?

 

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев