За Луной на Лансароте. Познакомиться с космическим пейзажем можно на Земле.

Из окна самолета остров Лансароте (один из островов Канарского архипелага) выглядит довольно уныло. С серо-бурыми оттенками его поверхности контрастирует лишь ослепительная белизна жилых домиков да синева океана. Основной элемент пейзажа — бесчисленные кратеры безмолвных вулканов. Маленькие и побольше, вытянувшиеся в линию и разбросанные в беспорядке. Никакой растительности на большей части территории, никаких рек или озер.
Это позже выяснится, что бережно охраняемый лансаротцами “лунный” ландшафт острова не так уж и однороден. Километры безжизненного пространства, обезображенного красно-коричневыми кусками вывороченной породы сменяют столь же протяженные идеально ровные поля, покрытые темно-серым вулканическим пеплом. А отсутствие растительности вполне компенсируется десятками видов гигантских кактусов, вполне прижившихся на Лансароте и аккуратно высаженных вдоль идеальных дорог. В пейзажах острова доминируют многочисленные вулканы, самые заметные среди которых — расположенный на севере вулкан La Corona высотой 609 м и вулканы Timanfaya, или Montañas del Fuego (Огненные горы), на юго-западе.
К острову надо присмотреться, привыкнуть, понять его суть и волшебную силу. И тогда, буквально через пару дней, он будет казаться красивейшим местом на Земле, а уже дома серые и красноватые шершавые камушки лавы станут самым дорогим сувениром, привезенным с Канар.
Лансароте, расположенный в 100 км от северо-западного побережья Африки,  — остров вулканического происхождения площадью примерно 800 кв. км. Он поднялся над поверхностью океана 25 миллионов лет назад в результате повторяющихся извержений подводных вулканов. Нынешний необыкновенный ландшафт сформировался во время сравнительно недавних больших трещинных извержений наземных вулканов ХVIII и ХIХ веков. Во время таких извержений в земной коре образуются протяженные разломы, по которым поднимаются к поверхности огромные объемы базальтов — наиболее распространенной вулканической породы.
Большие трещинные вулканические извержения, как указывал известный советский вулканолог профессор Сергей Федотов, — редкое явление природы. Науке известны всего шесть таких извержений, при которых объем лав, пеплов и шлаков превышает 1 км3. Два из них произошли в Исландии (в 930 и в 1783 -1784 годах), два — в Мексике (в 1759-1774 и в 1943-1952 годах). Пятое великое трещинное извержение было зафиксировано в 1730-1736 годах на острове Лансароте. Шестое — Большое Толбачинское извержение случилось на Камчатке в 1975-1976 годах.
За шесть лет на Лансароте вдоль трещины длиной более 17 км возникло 34 новых базальтовых вулканических конуса высотой до 250-300 м. Потоки базальтовой лавы, температура которой достигала 800° C, постепенно залили 160 км2 территории острова, четвертая его часть оказалась совершенно опустошена.
Извержение началось в конце лета 1730 года. Происходящее на острове в это время было зафиксировано настоятелем церкви в местечке Яйса доном Лоренцо Курбелло. По его свидетельству, “1 сентября между 9 и 10 часами вечера взорвалась земля недалеко от горы Timanfaya. В течение первой ночи над поверхностью земли поднялась громадная огненная гора. Первое извержение длилось 19 дней. 18 октября 1730 года сразу три новых вулкана взорвались на месте деревни Санта Католина. Из их жерл вырывались сопровождаемые новыми взрывами тяжелые клубы дыма, шлака и вулканического пепла. Они распространялись по всему острову, покрыли небо и на остров опустилась темнота. Луна и звезды исчезли вовсе, солнце казалось луной, проглядывая сквозь эту жуткую мглу. Ужас происходящего вынуждал жителей Яйсы вновь покидать свои дома. Около 13 селений было разрушено лавой и засыпано дождем из вулканического пепла. Около 20 других деревень серьезно пострадали, погибли урожай, водохранилища, стада и поля”.
Этот тревожный текст теперь известен тысячам туристов, приезжающих на Лансароте со всего света и посещающих один из 14 национальных парков Испании — Национальный парк Timanfaya площадью в 200 кв. км. Он звучит во время сертифицированной экскурсии по парку на специальном автобусе, которая сопровождается рассказом о возникновении фантастического пейзажа. От вида более 100 когда-то бушевавших, а теперь спящих вулканов буквально захватывает дух. Гиды предупреждают, что во время получасовой поездки не разрешается выходить из автобуса, чтобы подобрать кусочки породы или сделать снимок на память. Автобус идет по строго проложенному маршруту, и все, что открывается взору и простирается по сторонам, должно оставаться нетронутым, дабы не нарушить развивающейся по своим законам хрупкой поствулканической экосистемы. Предполагается, что во время экскурсии ее участники должны ощутить себя присутствующими при зарождении нашей планеты.
Сейчас, почти три столетия спустя после извержения, жизнь понемногу возвращается в эти места. Учеными описаны 800 видов встречающихся здесь растений и животных. Среди них — мох и лишайники, птицы, ящерицы, мелкие жучки-скарабеи и сверчки, подобные тем, что появились на острове, когда он только поднялся над поверхностью океана миллионы лет назад. Самое крупное из известных здесь животных — орел, который гнездится прямо в кратерах Огненных гор. Самое мелкое живое существо — пещерное насекомое длиной 1 мм.
Вулканические области на юго-западе Лансароте получили статус Национального парка в 1974 году, а в 1993-м остров был объявлен ЮНЕСКО Заповедником биосферы. С середины 1980-х годов здесь ведутся активные научные исследования. Лансароте заслуженно признан природной лабораторией для изучения наземных, океанических и атмосферных явлений.
Развитию местного туризма далеко не в первую очередь способствовали прекрасный климат и удобные пляжи, характерные для островов всего Канарского архипелага. В течение двух-трех десятилетий здесь получил развитие так называемый экотуризм, в котором основной упор делается именно на познавательную составляющую отдыха. Успех экотуризма на Лансароте во многом связан и с активной просветительской деятельностью Геодинамической лаборатории (LGL, Geodynamic Laboratory of Lanzarote). Она работает с 1986 года, и основной ее профиль — прикладная геодезия и геофизические методы изучения активных геологических областей нашей планеты. Лаборатория имеет три отделения, два из которых расположены в образовавшихся после вытекания лавы протяженных подземных туннелях Cueva de los Verdes и Jameos del Agua, еще одно — в Национальном парке Timanfaya.
Первые отделения созданы главным образом для непрерывных наблюдений за деформациями земной коры. Здесь установлены высокоточные сейсмические приборы, фиксирующие не только “пульс” острова, но и отголоски удаленных землетрясений.
Лаборатория Национального парка Timanfaya расположена под землей в зоне геотермических аномалий, вызванных наличием остаточной магматической лавы. Практически у поверхности земли здесь зафиксированы температуры +100-200°C, а на глубине 13 метров жар увеличивается до 600°C. Лаборатория ведет постоянное наблюдение за сейсмической активностью, фиксирует динамику изменений геотермических аномалий.
Каждое из отделений лаборатории LGL имеет открытые для посетителей острова “show-room” — своего рода небольшие музеи вулканологии. В геотермальной лаборатории парка Timanfaya всем желающим демонстрируют в буквальном смысле огнедышащий характер геотермальных аномалий, в отделении Jameos del Agua представлена подробная информация о происхождении Канарского архипелага, устраиваются показы фильмов о вулканической активности в разных уголках Земли, собраны образцы флоры и фауны острова, а также масса “цепляющих” туристов забавных экспонатов, демонстрирующих законы гравитации и природу атмосферных явлений. Сама пещера Jameos del Agua (равно как и многие другие природные объекты Лансароте) была обустроена для посещения талантливым лансаротским художником Цезарем Манрике. Рассказ об уникальном и безмерно преданном своему острову человеке не укладывается в рамки этого материала, поэтому сошлемся лишь на фото одного из его творений  —  это “патио” собственного дома художника, созданного  в образованной потоками лавы подземной пустоте (нижний снимок).
Покидая остров, каждый из его гостей увозит не только визуальную картину “лунного” пейзажа, но и массу полезных сведений и личных впечатлений о вулканической деятельности на нашей планете.
Лететь на Лансароте долго и, если честно, недешево. Увы, не все могут позволить себе такое путешествие. Впрочем, интересные вулканические область есть и в России. Вот только как их посетить? Существует ли в нашей стране подобная испанской просветительская программа изучения вулканов? Мы обратились с этим вопросом к вулканологу, доктору геолого-минералогических наук Анатолию Хренову (Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН).
Анатолий Петрович с сожалением посетовал на то, что в России аналогичных программ просветительского экотуризма для всех желающих не существует. Интереснейшие зоны Камчатки, где сосредоточены практически все известные на планете типы гейзеров и вулканов (часть из которых — действующие), сегодня практически недоступны для осмотра. Организуются, правда, разовые экскурсии для ученых, посещающих полуостров в ходе научных экспедиций или профессиональных школ по вулканологии. По специальным заказам устраиваются вертолетные экскурсии в Долину гейзеров, но они доступны только vip-персонам или очень состоятельным согражданам. Говорить о массовом экотуризме в России, увы, не приходится. Понятно, что прежде всего это связано с отсутствием целевого финансирования, удобного транспортного сообщения и в целом хоть сколько-нибудь развитой туристической инфраструктуры на той же Камчатке.
Печально признавать, но, по словам Анатолия Хренова, сегодня, чтобы полюбоваться величественными вулканами, россиянам гораздо проще слетать в Новую Зеландию…

Светлана Беляева
Лансароте — Москва

Нет комментариев