Нансен предпочтительней. Университет Осло объединяет ученых России и Норвегии.

Ради чего? Обсудить перспективы сотрудничества в области естественных наук и медицины. Задавая тон разговору, директор представительства Юлия Феркис рискнула сопоставить концепции открытий Колумба и Нансена, юбилеи которых мир отмечает в 2011 году. Мол, Колумб вернулся в Испанию, не слишком понимая, куда доплыл и что за землю обнаружил, а Нансен действовал осмысленно, планируя свою деятельность и четко осознавая ее цель. Не зря в Москве у штаб-квартиры Красного Креста ему поставлен памятник за помощь, оказанную России в голодные 30-е годы прошлого столетия. Пример полярного исследователя, зоолога, основателя новой науки — физической океанографии, гуманиста Нансена, по мнению Ю.Феркис, предпочтительнее. Его опыт изучения суровых территорий планеты полезен и в нашем веке, особенно если ученые Норвегии и России намерены сотрудничать. Благо для этого, подчеркивали приехавшие из Европы гости, убраны политические преграды: в 2010 году подписано соглашение о морской границе между нашими странами.
Центр Университета Осло, существующий в Москве почти два десятилетия, начинал свою работу с поддержки медицинских исследований. Он наработал опыт партнерства с российскими научными центрами, доверия друг к другу. И сейчас, решили в университете и записали это в Стратегию международного сотрудничества вуза, настало время открыть двери центра и для других дисциплин — морской экологии, биологии, геологии.
— Причем наши амбиции, — сказал президент университета Оле Петтер Оттерсен, — связаны с Востоком. Какие для этого есть предпосылки? Вуз считается одним из ведущих университетов Европы: 27 тысяч студентов, 5 тысяч сотрудников; 8 факультетов. Много студентов из России — по численности они на восьмом, а российские аспиранты — на пятом месте среди контингента обучающихся в университете. Хотелось бы также мощно привлечь к сотрудничеству ученых  и сотрудников РАН и вузов России. Тем более что у наших стран есть общие проблемы, вызванные изменением климата, необходимостью сохранения природы и экологии. Абсурдно, что со времен того же великого Нансена, то есть уже более 100 лет, в Арктике не работало ни одно исследовательское судно. А там нужно не просто периодически изучать происходящие процессы, надо вести их мониторинг!
— Да, во время Нансена Арктика была очень сурова, сейчас в ней происходят перемены, чреватые драматическими последствиями для живого мира, — подчеркивали норвежцы и демонстрировали снимки белых медведей, едва удерживающихся на подтаявших со всех сторон льдинах. — У нас есть потенциал укрепления сотрудничества, и мы обязаны его задействовать во имя своих стран и будущего планеты. Нужно составить план встреч наших ученых, гарантировать политическую поддержку расширению контактов и, наконец, обеспечить финансовые механизмы сотрудничества.
— Начинать надо с конкретных проектов, — утверждали академики РАН А.Григорьев, М.Кирпичников, Г.Георгиев, М.Угрюмов. — Наше представление об арктическом океане отстает от знания о других регионах. Как бы ни становилась погода в Арктике мягче, штормовое море, ледяные ветра, низкие температуры мешают создать инфраструктуру для мониторинга и изучения природы.
— Для таких работ надо думать о создании международных исследовательских платформ в Арктике, вероятно, с участием ЕС, — рассуждали зарубежные участники встречи. — Нужны крупные инфраструктурные блоки в российском регионе и ледокол, специализированный под изучение Северного Ледовитого океана. Такой проект — “Северная Аврора” — уже начали осуществлять. Он поможет всерьез взяться и за изучение накопления загрязнений в Арктике.
— Особая ответственность требуется и в деле подготовки научной смены, — отметил академик М.Кирпичников. Он напомнил, что у МГУ есть биологические станции, в том числе и на Белом море, рассказал о высоком уровне исследований по морской биологии на Дальнем Востоке России. По его мнению, нужно объединить усилия, причем не только в науке, но и в деле воспитания молодых ученых. Им предстоит заниматься моделированием изменений климата, отслеживать теплообмен между водой, льдом, атмосферой, дабы уметь понимать тренд предстоящих событий.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев