Нансен предпочтительней. Университет Осло объединяет ученых России и Норвегии. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Нансен предпочтительней. Университет Осло объединяет ученых России и Норвегии.

Ради чего? Обсудить перспективы сотрудничества в области естественных наук и медицины. Задавая тон разговору, директор представительства Юлия Феркис рискнула сопоставить концепции открытий Колумба и Нансена, юбилеи которых мир отмечает в 2011 году. Мол, Колумб вернулся в Испанию, не слишком понимая, куда доплыл и что за землю обнаружил, а Нансен действовал осмысленно, планируя свою деятельность и четко осознавая ее цель. Не зря в Москве у штаб-квартиры Красного Креста ему поставлен памятник за помощь, оказанную России в голодные 30-е годы прошлого столетия. Пример полярного исследователя, зоолога, основателя новой науки – физической океанографии, гуманиста Нансена, по мнению Ю.Феркис, предпочтительнее. Его опыт изучения суровых территорий планеты полезен и в нашем веке, особенно если ученые Норвегии и России намерены сотрудничать. Благо для этого, подчеркивали приехавшие из Европы гости, убраны политические преграды: в 2010 году подписано соглашение о морской границе между нашими странами.
Центр Университета Осло, существующий в Москве почти два десятилетия, начинал свою работу с поддержки медицинских исследований. Он наработал опыт партнерства с российскими научными центрами, доверия друг к другу. И сейчас, решили в университете и записали это в Стратегию международного сотрудничества вуза, настало время открыть двери центра и для других дисциплин – морской экологии, биологии, геологии.
– Причем наши амбиции, – сказал президент университета Оле Петтер Оттерсен, – связаны с Востоком. Какие для этого есть предпосылки? Вуз считается одним из ведущих университетов Европы: 27 тысяч студентов, 5 тысяч сотрудников; 8 факультетов. Много студентов из России – по численности они на восьмом, а российские аспиранты – на пятом месте среди контингента обучающихся в университете. Хотелось бы также мощно привлечь к сотрудничеству ученых  и сотрудников РАН и вузов России. Тем более что у наших стран есть общие проблемы, вызванные изменением климата, необходимостью сохранения природы и экологии. Абсурдно, что со времен того же великого Нансена, то есть уже более 100 лет, в Арктике не работало ни одно исследовательское судно. А там нужно не просто периодически изучать происходящие процессы, надо вести их мониторинг!
– Да, во время Нансена Арктика была очень сурова, сейчас в ней происходят перемены, чреватые драматическими последствиями для живого мира, – подчеркивали норвежцы и демонстрировали снимки белых медведей, едва удерживающихся на подтаявших со всех сторон льдинах. – У нас есть потенциал укрепления сотрудничества, и мы обязаны его задействовать во имя своих стран и будущего планеты. Нужно составить план встреч наших ученых, гарантировать политическую поддержку расширению контактов и, наконец, обеспечить финансовые механизмы сотрудничества.
– Начинать надо с конкретных проектов, – утверждали академики РАН А.Григорьев, М.Кирпичников, Г.Георгиев, М.Угрюмов. – Наше представление об арктическом океане отстает от знания о других регионах. Как бы ни становилась погода в Арктике мягче, штормовое море, ледяные ветра, низкие температуры мешают создать инфраструктуру для мониторинга и изучения природы.
– Для таких работ надо думать о создании международных исследовательских платформ в Арктике, вероятно, с участием ЕС, – рассуждали зарубежные участники встречи. – Нужны крупные инфраструктурные блоки в российском регионе и ледокол, специализированный под изучение Северного Ледовитого океана. Такой проект – “Северная Аврора” – уже начали осуществлять. Он поможет всерьез взяться и за изучение накопления загрязнений в Арктике.
– Особая ответственность требуется и в деле подготовки научной смены, – отметил академик М.Кирпичников. Он напомнил, что у МГУ есть биологические станции, в том числе и на Белом море, рассказал о высоком уровне исследований по морской биологии на Дальнем Востоке России. По его мнению, нужно объединить усилия, причем не только в науке, но и в деле воспитания молодых ученых. Им предстоит заниматься моделированием изменений климата, отслеживать теплообмен между водой, льдом, атмосферой, дабы уметь понимать тренд предстоящих событий.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2