Сила - в традициях. Сибирский вуз объединяет поколения медиков. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Сила – в традициях. Сибирский вуз объединяет поколения медиков.

Уже в течение многих лет в рейтинге Минобрнауки России Сибирский государственный медицинский университет стабильно входит в пятерку ведущих медицинских вузов страны. Признан он эффективным вузом и по итогам последнего всероссийского мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. СибГМУ также в пятерке лидеров среди медицинских вузов, заняв первое место по критерию эффективности научно-исследовательской деятельности, и согласно недавнему новому рейтингу, сформированному агентством “Эксперт РА”.
В 2010 году СибГМУ первым из медицинских вузов России на конкурсной основе получил поддержку Правительства РФ для реализации программы развития инновационной инфраструктуры, в рамках которой в вузе созданы центр трансфера технологий, образовательный центр медицинского предпринимательства, соответствующий стандартам GMP центр внедрения технологий, учебный центр инновационных технологий в хирургии, лаборатория автоматизированных рабочих мест медицинского назначения, учебная лаборатория электрохирургии и др. В 2012 году в СибГМУ при поддержке Правительства РФ открыт единственный за Уралом Обучающий симуляционный центр для подготовки и повышения квалификации врачей.
Что же позволяет вузу удерживать лидирующие позиции? В первую очередь, по мнению ректора СибГМУ академика РАМН Вячеслава ­НОВИЦКОГО, это сохранение традиций, без которых университет перестанет быть научно-образовательно-клиническим центром. Именно они особенно важны для продвижения вуза вперед и воспитания молодых талантливых людей.
– Специфика нашего вуза и его главный козырь в том, что у нас очень много молодых и, как сейчас принято говорить, продвинутых ученых, профессоров, администраторов, системных менеджеров, – уверен Вячеслав Викторович. – Благодаря системе поддержки талантливой научной молодежи только за последние 10 лет докторские диссертации защитили 64 сотрудника СибГМУ в возрасте до 40 лет, причем 35 из них – в возрасте до 35 лет. 80% наших преподавателей имеют ученую степень, из них свыше 40% – доктора наук. Особенно важно, что идет приток молодых научных кадров: в 2011 году средний возраст защитивших докторские диссертации в университете составил 36 лет. Высока и эффективность обучения в аспирантуре – более 70%. Наши молодые профессора руководят кафедрами и научными лабораториями, создают инновационные предприятия, на их долю приходится свыше 80% всех грантов и публикаций в ведущих журналах. Может, именно потому мы с пониманием воспринимаем государственную политику по реформированию высшей школы.
Так ли сильно мы отстаем от западной системы образования, как об этом принято говорить? Вопрос спорный. Я объехал много стран и точно знаю, что, по крайней мере, выпускники нашего университета, особенно медико-биологического факультета, востребованы везде. Кстати, сейчас они практически перестали уезжать за границу, потому что видят возможность именно в России реализовать свои амбиции. Расхожее мнение, что в РФ денег на науку нет, ошибочно. Могу утверждать это, как член научно-координационного совета Минобрнауки последних нескольких лет. Однако уровень предлагаемых проектов зачастую не соответствует предъявляемым требованиям, чтобы направлять на них средства. Проблема в содержании. Если у молодого ученого есть интересная идея, чтобы написать заявку на грант, – надо действовать! Мировая практика показывает, что только одна заявка из 12 выигрывает, и это нормально. Что касается СибГМУ, то среди медицинских вузов по выигранным грантам – ФЦП, РФФИ, Совета при президенте – мы занимаем лидирующие позиции. Ставка на молодежь дает себя знать и в этом: минимум 90% проектов идут от тех, кому нет и 40 лет. Столь же высокая активность и по публикациям в ведущих научных журналах.
Вообще, надо учиться у молодых, что я сам, например, делаю с удовольствием. Они умные и по-хорошему амбициозные. Не устаю повторять: профессор должен не бояться, а стремиться к тому, чтобы окружать себя молодыми людьми, которые достигнут еще большего на научном поприще.
У самого Вячеслава Новицкого на сегодня “в активе” 41 молодой доктор наук – все защитили диссертации до 40 лет, из них 26 – до 35 лет, и 97 кандидатов наук. Возглавляемая им научная школа патофизиологов четырежды по решению Совета по грантам при Президенте России была удостоена статуса ведущей научной школы.
Делая ставку на молодежь, в СибГМУ с большим вниманием относятся и к старшему поколению. По признанию ректора, университет – уникальная организация, где вместе должны трудиться разные поколения: “Иначе исчезнут фундамент, традиции, преемственность поколений. Это моя принципиальная позиция, и она поддерживается всеми коллегами в университете”.
В 2011 году стартовала программа модернизации отечественного здравоохранения, цель которой – вывести российскую медицину на новый технологический уровень. Для СибГМУ, имеющего собственные многопрофильные клиники, особенно актуальна модернизация клинической базы. 120-летние клиники университета – сегодня наиболее востребованные медучреждения не только Томска: территория их ответственности простирается от Урала до Дальнего Востока, ежегодно здесь проходят лечение свыше 19,5 тысячи пациентов, еще 55 тысяч пациентов обращаются за консультативно-диагностической помощью.
Более 245 миллионов рублей получил из федерального бюджета СибГМУ в 2012 году на обеспечение стандартов и порядков оказания медицинской помощи. 233 миллиона рублей из этих бюджетных ассигнований были направлены на укрепление материально-технической базы клиник и проведение капитального ремонта. А еще 12 миллионов рублей – на внедрение современных информационных систем. Кроме того, по постановлению Правительства РФ в текущем году поступили субсидии в объеме 20 миллионов рублей на реализацию в клиниках комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. За последние пять лет консолидированный бюджет университета увеличился в 2,7 раза и впервые в 2012 году достиг 2 млрд рублей.
Особая гордость СибГМУ – первый за Уралом Обучающий симуляционный центр (ОСЦ). Всего в России на сегодня действуют еще три таких центра: в Москве, Санкт-Петербурге и Иванове. Но уже к концу 2013 года их должно стать 12, что, по задумке Минздрава России, послужит повышению квалификации врачей и среднего медперсонала. По данным ведомства, дефицит кадров в амбулаторном звене здравоохранения на начало 2012 года составил 187,5 тысячи человек, а среднего медицинского персонала – 800 тысяч человек.
Центр СибГМУ предназначен для обучения и повышения квалификации врачей в области акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. Свыше 45 млн рублей, в том числе 37,5 млн рублей из федерального бюджета, было выделено на оборудование центра, а СибГМУ вложил дополнительно 18 млн рублей на проведение ремонта в помещениях центра и приобретение расходных материалов.
– Открытие симуляционных центров в России будет способствовать повышению качества и доступности медпомощи, устранению дефицита квалифицированных медицинских кадров, – считает Вячеслав Новицкий. – В России сегодня существует серьезная нехватка врачей и медсестер, а это угроза здоровью нации в целом. Надо решать эту проблему. К счастью, руководство страны уделяет данной теме большое внимание, пример тому – открытие Обучающего симуляционного центра в Томске. Мы получили возможность обучить на самом высокотехнологичном оборудовании врачей из регионов Сибири и Дальнего Востока.
В ОСЦ, спроектированном и оборудованном в соответствии с мировыми стандартами, применяются инновационные технологии имитационного обучения. В арсенале центра – комплекс из 35 специализированных тренажеров и роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей, виртуального симулятора для отработки навыков в эндоскопической хирургии, оборудования для реанимации и интенсивной терапии. Так, например, в центре есть полная линейка роботов: от недоношенного новорожденного до беременной женщины. С их помощью можно прописать сценарии и полностью сымитировать сотни различных ситуаций, бесконечно долго затем отрабатывая их. Обстановка при этом будет максимально приближена к реальной деятельности врачей. Пациенты-роботы “умеют чувствовать боль” и разговаривать, реагируют на введение лекарств с помощью сенсорных шприцов. Научиться работать эндоскопом начинающие врачи могут на виртуальных 3D-тренажерах. Весь процесс отработки навыков записывается на видеокамеры и транслируется в специализированные залы для дальнейшего детального разбора и анализа ошибок. Все это помогает учиться правильно ставить диагноз, назначать лечение и выполнять необходимые манипуляции.
Близится к сдаче в эксплуатацию новое семиэтажное здание госпитальных клиник СибГМУ. Сегодня общестроительные работы завершены. В новом корпусе разместятся современные отделения иммунопатологии, гастроэнтерологии и других профилей, клинико-диагностический сегмент клиник и пр.
В 2012 году СибГМУ успешно прошел процедуру госаккредитации – важный этап в жизни любого университета, поскольку является объективной оценкой как его деятельности за прошедший период, так и перспектив. Нынешняя аккредитация шла на фоне перехода на новые государственные образовательные стандарты. Тщательно проверялось содержание учебных планов, материально-техническое обеспечение, проводились тестирование знаний студентов и оценка уровня научных исследований. Эксперты-представители вузов самого разного профиля особо отметили традиционно высокий конкурс при поступлении в СибГМУ. В среднем – это 9,5 человека на место, причем практически из всех регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Полным ходом в СибГМУ сегодня идет работа по формированию программы развития вуза до 2020 года, направленной на становление университета как междисциплинарно-ориентированного современного научно-образовательного и клинического центра. Кроме того, в приоритетах СибГМУ – участие, совместно с ведущими вузами региона, в создании Томского кластера развития образования и территориального инновационного кластера “Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии”. В этих проектах имеющие уникальные компетенции университеты Томска должны сыграть роль интеграторов науки и бизнеса.

Нина ШАТАЛОВА
Фото с сайта СибГМУ

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2