Разбудить и охватить. Кинематографисты возрождают интерес к науке.

Международный кинофестиваль научно-популярных фильмов “Мир знаний”, уже седьмой по счету, по традиции открылся выстрелом пушки Петропавловской крепости. Она, как заметил президент фестиваля, директор НИЦ “Курчатовский институт”, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, призвана была разбудить научное сообщество, ибо “сон разума рождает чудовищ”.
Действительно, мы жили в просвещенной стране, где массовыми тиражами издавались научно-популярные журналы, но, как только государство ослабило внимание к науке, снизился и ее престиж в обществе. Пустоты сознания заполнились мифологией и оккультизмом. Возродить интерес к науке в новых реалиях интернет-культуры и клиповой нарезки событий способно именно кино, несущее яркие зрительные образы, которое вновь становится важнейшим из искусств.
Перед его создателями, считает М.Ковальчук, стоит двуединая задача: открыть заманчивые горизонты для молодежи, которая должна составить творческую элиту России, и поднять общий уровень зрителей: пусть не станут Эйнштейнами и Курчатовыми, но, по крайней мере, будут уважать думающих людей. Для ее решения надо искать и пестовать талантливых популяризаторов, способных доходчиво говорить о сложном, будь то ДНК или бозон Хиггса.
Коллегу поддержал глава оргкомитета фестиваля, председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, академик Валерий Черешнев, убежденный в том, что просмотр занимательных фильмов подвигнет молодого зрителя к выбору научной стези.
В нынешнем году организаторы превзошли сами себя в стремлении охватить максимальную аудиторию: впервые подготовили принятую на ура детскую программу, устроили просмотры в четырех университетах, в Президентской библиотеке и других интеллектуальных центрах, а главная площадка “Мира знаний” в Доме кино все четыре дня с полудня до 9 вечера была заполнена под завязку! По мнению директора фестиваля Людмилы Будариной, люди просто устали от дешевого продукта, навязываемого современными медиа, и хотели увидеть на большом экране мировые образцы научного кино, которые вряд ли попадут в широкий российский прокат.
Представленные в конкурсной программе 22 фильма из 11 стран можно условно разделить на три группы. Первая — биографические (гений из поморских крестьян Михаил Ломоносов, физик, основатель Дубны Михаил Мещеряков…). Вторая — сугубо научные (франко-канадский “Изменится ли магнитное поле Земли”, российский “Этот правый, левый мир. Сорок лет спустя”, испанский “Нанокам. Путешествие в биомир” с использованием 3D-анимации и прочих визуальных эффектов). Наконец, третья — красочный показ природных катаклизмов, историко-культурных явлений и их исследователей (британский “Реки: свои и чужие”, германский “Амазонка. Лес будущего”, австралийский “Остров пингвинов” и т.д.).
Тем сложнее было международному жюри (председатель — главный редактор журнала “Наука и жизнь” Елена Лозовская) выработать критерии объективной оценки. Главный ученый секретарь СПбНЦ РАН профессор Эдуард Тропп, честно отсмотревший все фильмы, сказал, что члены жюри сразу договорились отсекать от “наградного списка” фильмы с “говорящими головами”. По его мнению, в основе удачного фильма должна лежать увлекательная научная идея. А дальше начинается магия кино — качественный сценарий (как в российском фильме “Оживший камень” о наскальных знаках Прионежья), режиссура (“Суперпаук”, Франция), операторская работа (также французская лента “Отпрыски пепла”).
Жюри проявило похвальную изобретательность в формулировках. Новозеландская лента “Жизненная сила. Новая Зеландия” получила диплом “За творческий подход к изображению эволюционного процесса”. Французская “Нанореволюция…” — “За образное решение актуальной научной проблемы”. Фильм Людмилы Никитиной (Россия) “Шестое чувство Людвига Фаддеева” — “За смелый выбор математика в качестве главного героя”. Герой фильма, академик РАН и сам удостоился приза Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Гран-при, который с этого года носит имя первого президента фестиваля, ученого и просветителя, академика Сергея Капицы, — статуэтку, изображающую Древо познания, — получила австралийская лента об ученых-таксономистах “Охотники за дождевыми червями” (кадр из фильма — на снимке). Вот она, магия кино! Вроде никаких тебе “нано”, но до чего симпатичны эти энтузиасты, готовые забраться на край света в поисках самого замечательного червя! Кстати, во время показа фильма в СПбГУ его режиссер, сценарист и оператор Рендалл Вуд, объехавший не одну конференцию, чтобы найти биологов, изучающих этот тип беспозвоночных, рад был увидеть в зале не только студентов и преподавателей, но и школьников.
Конечно, пока таким фильмам трудно выигрывать битвы за рейтинги у “чернухи и попсы”. И тем не менее создатели умного кино наглядно показали, что вместе с учеными и общественными деятелями при непременной поддержке государства готовы обновить контент наших кино-, теле- и компьютерных экранов.

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев