Только без рук! Для решения проблемы кадров нужен механизм.

Проблема обеспечения экономики кадровыми ресурсами становится все более актуальной. Нарастающий недостаток специалистов эксперты рассматривают как угрозу реализации курса модернизации, провозглашенного руководством страны. Что думает бизнес о возможных последствиях этой ситуации? Каким видит свое участие в совершенствовании профессиональной подготовки и структуры образования? Как реализовать масштабные проекты в условиях нехватки кадров, которая будет увеличиваться в связи с демографическим кризисом? Ответы должны интересовать и профильные министерства, и компании, стремящиеся грамотно и системно решать кадровые вопросы. На это, во всяком случае, рассчитывают авторы исследования “Барьеры в сфере управления кадрами на пути развития российской экономики”, проведенного с июня по ноябрь компанией IBS и Национальным исследовательским университетом — Высшей школой экономики (НИУ-ВШЭ) при участии Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Главная цель исследователей — выявление препятствий на пути экономического развития страны в ближайшие три — пять лет, связанных со сферой управления человеческими ресурсами. На первом этапе был проведен анализ макроэкономической и демографической ситуации, состояния рынка труда с использованием уже имеющихся данных, в том числе полученных специалистами Центра трудовых исследований НИУ-ВШЭ. В ходе второго опросили 100 топ-менеджеров и 150 директоров по персоналу 100 ведущих российских компаний. Выяснилось, что планы у государства и бизнеса весьма оптимистичны. К примеру, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, за 10 лет ВВП должен вырасти почти в два раза, производительность труда в различных отраслях — в два — пять раз, а доля России в мировой экономике — в 1,4 раза.
Ожидания бизнеса показали усредненные цифры опубликованных планов развития 50 крупнейших отраслевых предприятий. Так, условный ВВП, по расчетам бизнесменов, должен увеличиться к 2013 году до 180% (государство запланировало для себя 120%). При этом расчет, в частности, делается на существенное увеличение штата высококвалифицированных сотрудников всех уровней и специальностей, а также кратное увеличение производительности труда. Для экспертов такой результат стал неожиданным. “Оказывается, главные оптимисты сидят в бизнесе”, — резюмировал проректор НИУ-ВШЭ Исаак Фрумин (на левом снимке), комментируя эти данные в ходе презентации предварительных результатов исследования, состоявшейся в начале декабря в рамках НR-форума “Кадровые барьеры на пути экономического роста” с участием представителей образования, экспертных и общественных организаций, ведущих компаний.
Между тем, как показывает график прогноза, кривая потребности экономики в трудовых ресурсах сильно расходится с линией ожидаемой численности кадров, уверенно уходящей вниз с точки 2012 года. Основной причиной этого эксперты считают низкую рождаемость в 1990-х годах. Около 50%  кадровиков бизнеса считают, что демографический кризис не отразится на деятельности компаний. Исаак Фрумин обратил внимание на преобладание ручных методов управления персоналом в этой среде и высокую трудовую мобильность (по частоте смены места работы мы входим в первую пятерку стран). При этом большая часть руководителей предъявляет претензии к качеству подготовки кадров и беспокоится по поводу роста зарплатных ожиданий специалистов, неизбежного при “разогреве” рынка труда.
Как показало исследование, наиболее действенной мерой по преодолению  кадровых проблем компании считают изменение структуры экономики и совершенствование системы профобразования. За это, по их мнению, прежде всего, ответственны государство и местная власть. Бизнес же, считает часть респондентов, должен обучать и удерживать имеющийся персонал, а также прилагать усилия к поиску нового и заниматься профильным образованием соискателей. На форуме говорили о непродуктивности такой позиции. Образовательное и предпринимательское сообщества, как подчеркнул заместитель генерального директора IBS Дмитрий Садков (на правом снимке), вместе должны выстраивать баланс потребности экономики в специалистах и их подготовки. Между тем Исаак Фрумин отметил, что слабая заинтересованность в сотрудничестве связана с недостатком стимулов, в частности с отсутствием возможности у бизнеса реально участвовать в управлении учреждениями профобразования. С другой стороны, сегодня потребителями “продукта” вузов и колледжей в большей степени являются семьи, а не работодатели, что не способствует активизации стремления образовательных заведений к партнерству и введению новых программ обучения специальностям, в которых нуждаются компании.
Студенты редко связывают свой выбор вузов и ссузов с карьерными ожиданиями. На это обратил внимание директор Института инфраструктурных связей московской школы управления “Сколково” Алан Кантроу. По его данным, опрос более 5 тысяч человек в Краснодаре и Ярославле показал, что к старшим курсам студенты перестают рассматривать получаемые ими знания как основу будущей работы. Это, по мнению директора, является серьезным сигналом к необходимости совершенствовать образовательные программы, однако он согласился и с тем, что подчас молодые специалисты просто не видят достойного применения полученной ими профессии в нашей экономике.
Развернутые итоги исследования с аналитическими выводами будут представлены заинтересованным кругам в виде отдельного издания, которое, по обещанию авторов, выйдет в свет в ближайшее время.

Татьяна КОНДРАКОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев