Своих не упустят. “Система Физтеха” настроена на лучших.

Как свидетельствуют итоги последней приемной кампании, абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ предпочитают брендовые университеты и “модные” специальности. Но это не значит, что все вузы-лидеры, особенно технического профиля, избежали приема “троечников”, а наличие бренда гарантирует привлечение хорошо мотивированных выпускников. В 2010 году абитуриенты с наибольшим показателем среднего балла ЕГЭ поступили в НИУ Московский физико-технический институт (МФТИ), где работа со старшеклассниками на протяжении десятилетий является такой же неотъемлемой частью деятельности, как и воспитание будущих ученых. Особое отношение к отбору одаренной, творческой молодежи, создание наилучших условий для раскрытия ее потенциала заложено в самой “системе Физтеха” — принципах, сформулированных еще в 1946 году академиком Петром Капицей, суть которых не утратила своей значимости для коллектива университета и по сей день.
Федеральная заочная физико-техническая школа МФТИ (ФЗФТШ) — проект, оправдывающий себя уже более 40 лет. С ее помощью первый шаг в науку совершили многие, в том числе и недавний нобелевский лауреат Константин Новоселов. Учеба в этой школе вводит ребят в непосредственный контакт с серьезными учеными, поскольку задания, рассылаемые отсюда по всей стране, готовят сотрудники кафедр Физтеха. С другой стороны, будущие абитуриенты общаются с теми, кто в силу своего возраста наилучшим образом понимает и их потребности, и их заблуждения: оценка и рецензирование работ учащихся доверена здесь студентам и аспирантам, отрабатывающим таким образом педагогические навыки. Отсутствие Интернета не может стать препятствием для учебы в ФЗФТШ: не желая терять ни одного одаренного школьника, здесь предусмотрительно не торопятся полностью переходить на электронные средства связи. Результат — выпускники заочной школы традиционно составляют примерно половину первокурсников университета.
Олимпиады школьников, организуемые и проводимые на всех возможных уровнях, — еще одна форма отбора будущих абитуриентов и их профориентации, почти полвека используемая в МФТИ. В 1962 году институт стал инициатором проведения Всесоюзной физико-математической олимпиады школьников. А в кризисном для отечественного образования 1992-м здесь решили нелегкую по тем временам задачу — организовали всероссийские интеллектуальные соревнования по физике и математике, дабы не прервалась школьная олимпиадная эстафета. На базе университета готовят международные сборные школьников по физике и математике. В знаменитой олимпиаде “Физтех”, регулярно участвуют до 3 тысяч старшеклассников. А вот о выездных олимпиадах МФТИ, проводимых во время зимних каникул, хочется сказать подробнее. Отправляя студентов на отдых домой, их снабжают пакетами заданий, с которыми они приходят в родные школы и организуют там физтеховские олимпиады. Охват — сотни городов, победители попадают в зону особого внимания вуза.
По отзыву проректора МФТИ по учебной работе Юрия Самарского, студенты с ответственностью относятся к работе со школьниками, будь то проверка работ участников ФЗФТШ или проведение каникулярных олимпиад, — хотят внести свой вклад в дело, важность которого постигли на личном опыте. Надо сказать, что и сами они в вузе в полной мере ощущают заботу о своей интеллектуальной реализации и профессиональной подготовке. Например, организация учебного процесса позволяет студентам начиная с четвертого курса писать курсовые и дипломные работы на базовых кафедрах МФТИ в ведущих НИИ и высокотехнологичных компаниях, в числе которых — “Роснефть”, “Шлюмберже”, Intel и другие. Хорошим средством стимулирования научных амбиций участников, в том числе первокурсников, являются студенческие олимпиады и конференции молодых ученых, организуемые МФТИ.
Три последних года университет проводит состязания по прикладной математике и физике с привлечением студентов — победителей национальных олимпиад школьников, включая представителей стран СНГ. Очередные состоялись осенью в рамках участия вуза в ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”, как и Всероссийская студенческая олимпиада по механике и математическому моделированию. Задания разработали ведущие специалисты страны в области преподавания высшей математики, сотрудники кафедр МФТИ. Еще одним проектом, осуществленным как мероприятие федеральной программы, стала школа для молодежи “Использование научного и образовательного потенциала национальных исследовательских университетов для обновления научных и научно-педагогических кадров в области естественных наук” в рамках 53-й научной конференции МФТИ. На пленарном заседании о современных подходах в науке и коммерциализации инноваций рассказали уже состоявшиеся молодые ученые — президент группы компаний “АВВYY” Сергей Андреев и председатель Совета директоров НП ЦВТ “ХимРар” Андрей Иващенко. А начинающие получили возможность заявить о себе в конкурсе НИР. Специально для его победителей Константин Новоселов, посетивший альма-матер 1 ноября, подписал несколько экземпляров новой книги профессора Александра Щуки, посвященной МФТИ. Спонсорами перечисленных выше мероприятий выступили компании ABBYY, Yandex, Ahmad Tea (СДС-ФУДС) и другие.
Усвоив стиль отношения к молодым, культивируемый в МФТИ, его выпускники не оставляют без попечения свою смену. Один из примеров — Благотворительный фонд развития инновационного образования в области естественных наук, основанный Александром Абрамовым и Александром Фроловым ради поощрения талантливых студентов и помощи малообеспеченным, а также сотрудничества с организациями, чья деятельность направлена на выявление и поддержку кандидатов в когорту грядущего поколения ученых.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев