Человек однополюсный? Современная школа растит заурядного обывателя.

Заканчивается Год учителя… Еще один повод поразмышлять, что происходит с нашей школой, достаточно ли того, что делается, чтобы исправить положение.
В самый разгар этого года по телеэкранам страны прошел сериал “Школа”, который на многих произвел, мягко говоря, удручающее впечатление… Как? Вот эти бездуховные особи и есть наше будущее?! Так что же из них получится потом, если сейчас, в самое романтическое и определяющее время человеческой жизни, они выглядят столь прозаически-обыденно?!
…Радуется сердце, когда видишь семилеток, с цветами в руках идущих “первый раз в первый класс”… Но чем старше становится школьник, тем заметнее, что с ним что-то неладно. Почему так? “Семилетка”, еще толком читать-писать не умеющий, нравится. А повзрослевший и напичканный всякими знаниями, как говорится, “выше крыши” старшеклассник вдруг отчего-то становится антипатичен. Невольно закрадывается мысль о школе: “Нет, что-то неблагополучно в этом королевстве!”
Современная средняя школа недорабатывает… Умея более или менее хорошо наладить работу младшей и основной ступени, она совершенно теряется на старшей. Между тем для школьника, вступающего в так называемый трудный возраст, открывается принципиально новый этап человеческого становления. Аналогичным образом принципиально новой должна стать и организация его школьной жизни. Сводить ее лишь к освоению внешних интеллектуальных форм теперь совершенно нельзя. Старшекласснику как воздух необходимы собственно содержательные задачи. Причем самого крупного масштаба (вроде постижения истины собственного существования). Настает период развития не столько рассудка, сколько разума. Без этого полноценно ко взрослому существованию не подготовиться. Вспомним Гёте: “Рассудок не достигает природы… Лишь высший разум”.
Homo sapiens, человек разумный… Недаром, конечно, название нашего биологического вида включает в себя это определение — “разумный”. Здесь содержится указание не только на важнейший титульный признак человека, но и на главную модель его бытия. Главную — по сравнению с другой, определяемой как “Человек рассудочный”. 
Для полноценного существования человека обе этих модели в равной степени важны и необходимы. Поскольку природа его — двойственна. Как там у Р.Державина? “Я царь — я раб — я червь — я Бог”. “Червь” и “раб” — в мире объективном, “страдательном”. “Царь” и “Бог” — в мире субъективном, “действительном”.
Затерянный в разнородном и многовидовом мире объектов человек ощущает себя песчинкой. Вследствие нецелостности страдает, мнит себя игрушкой в руках судьбы, переживает свое положение как неустойчивое. Короче говоря, в объективном мире ему приходится только существовать.
Иное дело — мир субъективный, который он возводит вокруг себя самого как центра и который — в силу этого — обретает целостность, устойчивость и управляемость. Здесь у человека появляется уже возможность свободного бытия. Потому что через творение субъективного мира (“Бог”) он выходит из сферы необходимости в царство свободы (“царь”).
Получается, что взрослому человеку суждено жить не в одном, а в двух мирах одновременно — объективном и субъективном. Причем каждый из них имеет свою точку отсчета, свой полюс. Можно провести аналогию с глобусом: от двух точек — Северного и Южного полюсов — сферически “расходятся” два полушария, чтобы по линии экватора “спаяться” в одно целое.
Взрослый этап жизни может быть истолкован как возведение объективного и субъективного миров человека. Если первый, объективный мир строится с опорой на модель “Человек рассудочный”, то второй, субъективный, — на модель “Человек разумный”.
Соединение данных миров в одно целое мыслится обычно в форме ответа на вопрос о мировоззрении человека. Решение сводится к выбору главной модели бытия. В принципе полноценное существование обусловлено выбором модели “Человек разумный”. Предпочтение модели “Человек рассудочный” может быть оправдано лишь в исторические моменты, характеризующиеся кризисом социальных отношений.
Приготовление ко взрослому существованию — таков смысл становления человека в школе, и осуществляется оно в двух направлениях. Одно стартует от объективного полюса, развертывается с опорой на модель “Человек рассудочный” и называется социализацией. Другое берет начало от полюса субъективного, опирается на модель “Человек разумный” и называется индивидуализацией. В процессе социализации школьник развивается в типичного представителя рода человеческого. В ходе индивидуализации познает самого себя как личность.
Конечно, было бы замечательно, если бы оба этих направления развертывались в одно и то же время начиная с первого класса. Однако практически это недостижимо. Причина в том, что индивидуализация возможна лишь после социализации, на основе достигнутых в ней результатов. Ведь открывать особенное в себе школьнику намного сложнее и труднее, нежели общее. Как писал Ф.Ларошфуко, “легче познать всех людей вообще, чем одного человека в частности”.
Короче говоря, главным направлением становления школьника индивидуализация может сделаться лишь на рубеже старшего подросткового и юношеского возраста. Чтобы затем сохраняться в этом качестве в течение двух-трех последних лет пребывания человека в школе.
Итак, нормальное человеческое становление в юношеском возрасте предполагает приоритет индивидуализации. И недоработка современной общеобразовательной школы в том и заключается, что наладить этот процесс она не в состоянии.
Педагогическая наука?.. Создается впечатление, что с двойственностью природы человека она вообще не желает считаться. Педагогическое обеспечение процесса индивидуализации школьника фактически отсутствует. Нет ни специально разработанной для старшего звена школы педагогической теории, ни реализующего ее образовательно-методического комплекта (учебников и прочего). И, как следствие, нет планов работы учителя по организации личностного самоопределения школьников.
Педагогический процесс в старшей школе, вместо того чтобы приобрести новое качество, остается таким же, каким был в школе младшей и основной. То есть выше уровня, обеспечивающего социализацию человека, он не поднимается. Школьник на все 11 лет как бы застревает на одной стадии человеческого развития.
В школе закладывается и способность к одухотворенному человеческому существованию. Но только в отдельных, очень редких случаях старшеклассник может так сорганизовать свой учебный труд, чтобы развить ее в себе самостоятельно. Подавляющему большинству нужна непосредственная педагогическая помощь. Ее-то старшеклассник и не получает. И до тех пор, пока получать не будет, массового явления людей, способных к одухотворенному существованию, ждать нечего. О каком же переходе к инновационному обществу тогда можно вести речь?!
В современной средней школе на поток поставлен выпуск внешне интеллектуально развитого, но внутренне заурядного человека. Попросту сказать — обывателя. Вместо тонкой, гуманистически развитой индивидуальности мы имеем на выходе буржуазного индивидуалиста, согнувшего руки в локтях, изготовившегося к броску за собственной “успешностью”…
Это и дает право утверждать, что современная средняя школа поражена формализмом. До отдельного школьника, до формирования в нем “Человека разумного” руки у нее так и не доходят! Духовный потенциал конкретного юного человека — главная надежда любого народа — оказывается никому не нужным…

Михаил БАБИНСКИЙ, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, кандидат педагогических наук
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
Подробно об этом — в монографии автора “Теория образовательного процесса”. М., 2010.

Нет комментариев