Поверх экономики. Участники Гайдаровского форума сосредоточились на социальных трендах.

“Россия и мир: национальные идеи развития и глобальные тренды” — так в этом году организаторы озаглавили программу Х Гайдаровского форума, традиционно организованного на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Как сообщил ректор РАНХиГС Владимир Мау, анонсировавший мероприятие на пресс-конференции в ТАСС, так обозначить его тему предложил председатель оргкомитета, министр финансов РФ Антон Силуанов. “Исключительно важной и востребованной” назвал ее в своем приветствии участникам и гостям Президент РФ Владимир Путин. 
Глобальные тренды развития — человеческий капитал, инфраструктура, цифровизация, эффективное государство — вполне соотносятся с целями, которые ставит перед собой Россия на предстоящие шесть лет, и это показали выступления ключевых спикеров большой международной конференции. В ней участвовали почти 900 иностранцев, в том числе многие высокопоставленные чиновники. Сложность международной обстановки не стала препятствием для приезда на форум для таких персон, как министр высшего образования исследований и инноваций Франции Фредерик Видаль, председатель парламента Финляндии Паула Рисикко, заместитель премьер-министра, координатор по экономической и социальной политике Сингапура Тарман Шанмугаратнам, министр экономики и финансов Италии Джованни Триа. В общей сложности на мероприятиях форума прозвучали около 20 экспертных докладов по целому спектру тем. 
— Большинство наших сессий не про экономику, поскольку основные проблемы мира находятся “поверх” нее. Секрет экономического успеха или поражения кроется в политике, идеологии, социальной жизни и других институтах. Это важно иметь в виду, — подчеркнул Владимир Мау. Он также напомнил, что Гайдаровский форум — это формат взаимодействия экспертов с министрами, в рамках которого вырабатываются рекомендации для практической политики в экономической и социальной сферах. За последние годы среди его участников заметно прибавилось деятелей левых взглядов.
— Это форум умных людей — нет никаких идеологических ограничений. Речь идет о тех, кто думает о будущем, анализируя протекающие процессы, — пояснил ректор РАНХиГС.
Как заметил директор Гайдаровского форума Иван Федотов, в юбилейном году статистика мероприятия “побила все свои рекорды”: почти 17 тысяч участников (прежде не более 12 тысяч), 760 спикеров, включая 170 иностранных, 110 официальных мероприятий и порядка 80 закрытых, наконец, более 1100 журналистов. Повестка вызвала большой интерес: для тех, кто не смог присутствовать, организовали онлайн-трансляцию. Среди ключевых событий — две дискуссии, касающиеся национальных целей развития. На одной из них (“Социальная триада: демография — занятость — доходы”) с основным докладом выступила заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, модератором другой (85 проекций национального проекта “Здравоохранение”)  стала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. 
Акцент на тему развития человеческого капитала — особенность Гайдаровского форума. Большое внимание в его программе было уделено и образованию — от дошкольного до поствузовского — и цифровому обучению, а в общей сложности о национальных и глобальных вызовах в образовательной сфере говорили без малого на двадцати мероприятиях. Широко обсуждалась тема международного сотрудничества в области образования и науки как ресурса повышения глобальной конкурентоспособности, формирования и реализации общих научных проектов, а также поиска ответов на вызовы времени. Так, одна из экспертных дискуссий была посвящена развитию взаимодействия России и Франции в рамках Форума гражданских обществ “Трианонский диалог”. Присутствовавший на ней министр образования и науки РФ Михаил Котюков, в частности, отметил успешное развитие совместных образовательных программ и двусторонних проектов, включая построение сетевого Российско-Французского университета — консорциума ведущих вузов обеих стран.
— В публикуемых частях глобальных рейтингов наши университеты имеют сегодня достаточно близкие позиции. Еще пять лет назад разрывы были больше на порядок, но теперь нам есть над чем поработать вместе, — добавил глава Минобрнауки.
— Тема образования в рамках “Трианонского диалога”, в сотрудничестве наших стран занимает все большее место, — констатировала его коллега Фредерик Видаль. 
В ряду общезначимых задач она назвала укрепление связи науки и производства, приведение образовательных программ и практик в соответствие с сегодняшними интересами молодежи и вызовами завтрашнего дня, обучение своих граждан навыку различать информацию и дезинформацию. Руководители образования обеих стран высказали также намерение усилить сотрудничество в таких областях, как математика, ядерная и теоретическая физика, экономика, менеджмент, политэкономия и т.д. 
В своем ключевом выступлении на пленарной дискуссии “Национальные цели развития и глобальные тренды” глава Правительства РФ Дмитрий Медведев, в частности, акцентировал внимание аудитории на необходимости развития цифрового обучения. 
— Эта повестка дня стала сегодня международной. Россия, как и многие другие страны, выделяет цифровизацию в один из приоритетов национального развития, — подчеркнул премьер. По его словам, у нас неплохие исходные позиции, но между разными регионами и отраслями существует серьезный “цифровой разрыв”. Кроме того, есть проблема дефицита соответствующих компетенций в государственном аппарате “вплоть до муниципалитетов”, а также в отраслевых ведомствах и правоохранительной системе.
— Согласно некоторым оценкам, нам нужно переобучить не менее миллиона специалистов, а значит, максимально оперативно разработать соответствующие программы с учетом того, что предмет, о котором идет речь, сам по себе развивается с космической скоростью, — заявил Д.Медведев. — Этот вызов стоит перед всей системой традиционного образования. Школьники и студенты уже сейчас зачастую разговаривают с преподавателями буквально на разных языках, и это проблема не учеников, а их наставников. 
Социальные и психологические аспекты широкого внедрения цифровых технологий стали темой одного из круглых столов Гайдаровского форума. Кто знает, возможно, итоги именно этой дискуссии помогут педагогам наладить общение с продвинутой молодежью.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта Минобрнауки

Нет комментариев