Голодные игры. Четверть населения России недоедает.

Продовольственное эмбарго заставило россиян тратить больше денег на еду. К такому выводу пришли ученые из Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИПЭИ) РАНХиГС. Специалисты провели мониторинг продовольственной безопасности России за 2014-2018 годы и представили его результаты на пресс-конференции в ТАСС.
Продовольственная безопасность — важнейший элемент национальной безопасности страны — предполагает постоянную способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.
Представленное сотрудниками ­РАНХиГС исследование — одно из наиболее полных за последние годы. Стандартные подходы к оценке продовольственной безопасности в России базировались на оценке объемов потребления, производства и продовольственной независимости. В рамках исследования в 2016-м и 2017 годах ученые опросили 1800 человек. 
Согласно данным мониторинга, продукты отечественного производства, заполнившие прилавки магазинов после введения политики импортозамещения, не слишком позитивно сказались на кошельках населения. Доля расходов россиян на питание в их общих расходах в 2017 году выросла: в сельских семьях — с 41,8 до 43,3%, в городских — с 31,3 до 34,4%. Для тех же, кто и так с трудом сводил концы с концами, импортозамещение сыграло совсем злую шутку: беднейшие семьи теперь вынуждены тратить на пропитание более половины своих доходов (до 53,3%), причем покупают только самое необходимое и дешевое (хлеб, картофель и т.д.). Количество таких семей увеличилось с 20,8 до 23,4%. 
Эти показатели, по мнению директора ИПЭИ РАНХиГС Натальи Шагайды, говорят лишь об одном: общество развивается неправильно. Когда доля расходов на питание превышает половину семейного бюджета, создается критическая ситуация.
Причина, по мнению ученых, в том, что продовольственное эмбарго спровоцировало рост цен на отечественное продовольствие, которое оказалось не готово конкурировать со стоимостью иностранных аналогов. Это связано и с эффективностью производства, и с тем, что государство навязывает производителям дополнительные траты, — в цены закладываются проверки, маркировка продукции и прочее, объяснила Наталья Шагайда. Так что россияне в 2014-2016 годах  переплатили в среднем 10% относительно цен на мировом рынке. Тем не менее российские товары достаточно оперативно вытесняют импорт — доля иностранных продовольственных товаров в товарных запасах снизилась с 36% (2013 год) до 22% в третьем квартале 2018 года. Но какой ценой эта политика обходится России?
Исходя из данных исследования, на 2017 год 10% (более 14 миллионов) россиян находились на грани недоедания, потребляя 2069 калорий в день. Уточним, что установленная продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН ФАО граница голода — интервал в 1600-2000 калорий в день. Лидируют по бедности (по данным Росстата) на 2017 год Ингушетия (здесь у 81% населения более половины всех трат приходится на питание) и Дагестан (68%). Но при этом регионы не попали в анонсированный недавно Минтрудом эксперимент по адресной помощи нуждающимся семьям. 
Специалисты призывают правительство в срочном порядке обратить внимание на наименее обеспеченных людей. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что запуск программы продовольственных карточек, по которым граждане смогут приобрести самые простые продукты, может произойти в 2019 году. Но запустит ли Минпромторг программу продовольственной помощи, неизвестно.
Актуальным остается и вопрос развития аграрного сектора в целом. По словам директора Центра аграрных исследований ИПЭИ РАНХиГС Александра Никулина, для успешной реализации политики эмбарго рынок необходимо наполнить большим количеством узкопрофильных специалистов, а они сегодня в дефиците. Количества университетов, выпускающих аграриев, достаточно. А вот к качеству образования, которое дают аграрные вузы, много претензий. 
Тем не менее, считают ученые, если исходить из количественных показателей, импортозамещение прошло вполне удачно. Уровни продовольственной независимости, установленные доктриной продовольственной безопасности, не достигнуты только по молоку. Вероятно, это значит, что отечественное сельское хозяйство все же смогло занять на рынке лидирующую позицию и нарастило мощности. Эксперты уверены, что если это так, то настало время смягчить эмбарго, продленное указом Президента РФ до конца 2019 года. В этом случае потребитель получит более дешевый продукт, а производитель — поддержку, чтобы делать такие же дешевые товары в условиях конкуренции. Ведь защищать свое сельское хозяйство можно не только при помощи введения запретов на импортные деликатесы. Есть возможность прибегать к другим способам — прямым платежам на срок проведения модернизации отраслей, продукты которых могут быть конкурентны на внутреннем и — как следствие — на внешнем рынке. Это вполне соответствует требованиям ВТО, убеждена Наталия Шагайда.
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев