Не по зубам единорогу

Радиоуглеродный анализ ДНК “сибирского единорога” показал, что он вымер почти одновременно с заселением мест своего обитания людьми, но люди к этому не причастны. Об этом рассказал  ScienceAlert.
Проанализировав впервые ДНК загадочного вымершего животного, ученые установили, что прежние представления о нем были ошибочны. Древний носорог вымер не за 200 тысяч лет до последнего Ледникового периода, как считалось прежде. Он прожил еще довольно долго, исчезнув лишь 36 тысяч лет назад. Фактически он мог сосуществовать с людьми современного анатомического облика. Более того, “сибирский единорог” вовсе не близкий родственник современных носорогов, как его представляли, он относится к уникальной линии, которая свыше 40 миллионов лет назад отошла от линии, приведшей к современным носорогам. Как отмечает издание ScienceAlert, до сих пор наши знания о так называемом единороге (латинское название Elasmotherium sibiricum) были ничтожны. Причина этого в отсутствии ископаемых останков животного. Несколько фрагментированных костей, которые имелись в распоряжении палеонтологов, позволили лишь определить вес животного — около 3,5 тонны. Он был почти, как небольшой африканский слон. Сейчас международная группа исследователей собрала 23 образца костей “сибирского единорога” и подвергла их радиоуглеродному анализу по изотопам углерода, содержащимся в ДНК, узнав при этом много нового как о самом животном, так и о времени, когда оно ходило по Земле.
Среди неожиданных для ученых результатов уже упомянутое время вымирания “сибирского единорога”: это период от 35 тысяч до 36 тысяч лет назад. В то время люди начали заселять российские, казахстанские, монгольские и северо-китайские степи. Но исчезновение животного с людьми не связано. “Если мы посмотрим на временные рамки, то увидим связь с периодом климатических изменений, которые хоть и не были чрезмерными, но вызвали значительное зимнее похолодание, повлиявшее на протяженность пастбищных площадей”, — отметил в комментарии ScienceAlert автор публикации об исследовании в журнале Nature Ecology&Evolution Алан Купер (Alan Cooper) из Австралийского центра изучения древней ДНК (Australian Centre for Ancient DNA) при Университете Аделаиды (University of Adelaide). Судя по изотопам углерода и азота в костях животного, оно питалось только травой, тогда как другие представители фауны — его современники — начали приспосабливаться к поеданию другой растительной пищи, например, кустарников и прочих растений, которые оказывались им по зубам. В то время вечная мерзлота расширяла свои границы, и, по мнению ученых, именно это стало причиной вымирания загадочного носорога.