План на вылет. Минобрнауки закроет каждый пятый вуз.

Министерство образования и науки РФ активно проводит мониторинг государственных вузов и их филиалов (соответствующий приказ был подписан 3 августа) и готовит план по сокращению их числа. Список на ликвидацию в министерстве планируют составить уже к весне — “к марту, самое позднее”, по словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Количество высших учебных заведений в России, считает министр, очень высоко — в два раза больше, чем в СССР, а качество получаемого в них образования оставляет желать лучшего.
Его заместитель Александр Климов обозначил масштабы грядущей реструктуризации: в ближайшие два-три года в России будет закрыт каждый пятый вуз. “Мы должны убирать из системы профессионального образования высшие учебные заведения, которые всего лишь выписывают дипломы, а реальных образовательных программ не реализуют. Их примерно 20 процентов. Мы уже начали такую работу. Планируем запустить большую программу технологического обновления”, — подчеркнул Александр Климов.
Что собой представляет каждый российский вуз, должен показать мониторинг. Как сообщил Александр Климов, данные должны быть собраны уже к 15 сентября. За их достоверность ответят ректоры вузов. Всего в мониторинге пять блоков показателей. Первый посвящен образованию, его критерии — средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс, численность победителей олимпиад и т.д. Второй блок связан с научной деятельностью вуза. Оцениваются международные публикации и индексы цитирования, средние объемы доходов от научной деятельности в расчете на одного научно-педагогического работника, доля доходов от НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в общих доходах вуза. Третий блок характеризует международную деятельность вузов. Здесь учитываются численность иностранных студентов и аспирантов, доля студентов, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), доходы из иностранных источников на выполнение научно-исследовательских работ. Четвертый блок освещает финансово-экономическую успешность учебного заведения: это доходы вуза в расчете на одного научно-педагогического работника, отношение средней заработной платы научно-педагогических работников к средней заработной плате по экономике региона. Последний, пятый, блок характеризует инфраструктуру вуза. Современный университет должен быть обеспечен помещениями для обучения и участия студентов в научной и проектной деятельности, компьютерами, современной литературой.
Результаты мониторинга будут рассматриваться на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ в декабре. До этого момента у сотрудников министерства есть время собрать дополнительную информацию о вузах, которые продемонстрируют низкие показатели. Например, предполагаются консультации со всеми заинтересованными сторонами, чтобы окончательное решение “быть или не быть вузу” принималось не только по счетным параметрам, но также с учетом мнения региональных органов управления, работодателей и общественно-профессиональных организаций.
Важнейший вопрос — судьба студентов и преподавателей. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, говоря о необходимости провести “расчистку” на поле высшего образования, отмечал, что студенты вузов, попадающих под сокращение, должны в них доучиться и получить свои дипломы. Александр Климов подтвердил, что при реорганизации неэффективных учреждений обучающимся в них студентам обязательно обеспечат право на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях. Возможно, они даже выиграют благодаря переводу в более сильный вуз. Не останутся без внимания и преподаватели. “Если человек может и готов работать в новых условиях, мы, безу­словно, дадим ему такую возможность”, — подчеркнул А.Климов.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Николая
Степаненкова

Нет комментариев