Планету не узнать

Космические обсерватории Hubble и Swift обнаружили изменения в атмосфере экзопланеты — сообщение об этом уникальном наблюдении появится в ближайшем номере журнала Astronomy&Astrophysics. С подробностями — Universe Today.
Международная группа астрономов, используя данные космического телескопа “Хаббл” (Hubble Space Telescope), обнаружила значительные изменения в атмосфере планеты, находящейся за пределами Солнечной системы, которые, по мнению ученых, произошли в ответ на мощную вспышку рентгеновского излучения на звезде, вокруг которой обращается планета. Вспышка была зарегистрирована другим спутником-исследователем НАСА — аппаратом Swift. “Наблюдения, которые ведутся “Хабблом” и Swift одновременно в нескольких волновых диапазонах, дают беспрецедентную возможность изучения взаимодействий между энергетическими вспышками на активных звездах и их гигантских планетах”, — комментирует открытие Ален Лекавелье дез Этан (Alain Lecavelier des Etangs) из Парижского института астрофизики при Университете Пьера и Мари Кюри (Paris Institute of Astrophysics at Pierre and Marie Curie University). Наблюдаемая экзопланета HD 189733b — газовый гигант, подобный нашему Юпитеру, но на 14% больше и массивнее него. Эта планета обращается вокруг звезды HD 189733А на расстоянии 4,5 миллиона километров, что в 30 раз ближе, чем расстояние от Земли до Солнца. Ее называют “горячим Юпитером”. Полный период обращения планеты занимает больше двух дней. Родительская звезда меньше Солнца, по размерам и по массе она составляет около 80% нашего светила.
Прежние наблюдения “Хаббла”, проводимые во время транзита, то есть прохождения планеты мимо звездного диска, показали, что температура глубинных слоев атмосферы изучаемого “горячего Юпитера” может достигать 1030 градусов Цельсия, а из верхних слоев улетучивается водород, или, как говорят ученые, происходит его диссипация. Ранее такое же явление наблюдалось у другой экзопланеты, но не были определены масштабы явления. В сентябре 2011 года визуализирующий спектрометр “Хаббла” (Hubble’s Space Telescope Imaging Spectrograph, STIS) показал, что атмосферу экзопланеты покидает огромный газовый “плюмаж”. Ученые подсчитали, что каждую секунду из атмосферы уходит около одной тысячи тонн газа. Скорость атомов водорода, покидающих атмосферу, превышает 480 тысяч километров в час. Поскольку атмосфера планеты разогревается под влиянием рентгеновских и ультрафиолетовых лучей, идущих от звезды, ученые с помощью рентген/гамма-лучевого космического аппарата Swift отслеживают процессы, происходящие на поверхности светила. 7 сентября прошлого года буквально за час до транзита планеты на звезде была зарегистрирована вспышка рентгеновского излучения, всплеск, в 3,6 раза превышающий фоновый уровень, который и так выше солнечного. Исходя из гигантских размеров планеты исследователи считают, что она получает в три миллиона раз больше рентгеновского излучения, чем Земля при вспышках на Солнце.