Когда критерий — практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.

Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения — востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. О том, как в УрГЭУ этого добиваются, как совершенствуют взаимодействие с реальной экономикой региона и не только,  корреспондент “Поиска” побеседовал с ректором, доктором экономических наук, профессором Яковом СИЛИНЫМ.
— Яков Петрович, университет можно поздравить с успешной аккредитацией.
— Да, независимая комиссия в составе 15 экспертов из разных городов и вузов работала у нас больше месяца. По итогам проверки составлено экспертное заключение, которое не содержит замечаний. Это — подтверждение класса работы всего коллектива УрГЭУ. Мы в очередной раз доказали высокое качество подготовки специалистов по основным образовательным программам. У нас реализуются около 400 программ, 123 из которых — крупные, и все мы их успешно защитили. Кроме того, абитуриенты и студенты сильнейшего экономического вуза Урала получили отличный подарок накануне приемной кампании. Уже сейчас они могут планировать не только обучение в бакалавриате, но и последующее поступление в магистратуру. Получение образования   в аккредитованном вузе для студентов означает сохранение ряда преимуществ: перспективу обучения, отсрочку от армии, гарантированное получение стипендии. Но самое главное — по окончании университета выпускники получат диплом государственного образца. 
— Почему так строго проверяли?
— Государство ведет политику улучшения системы высшего образования, поэтому такой строгий спрос. За последние несколько лет свыше 1000 вузов и их филиалов прекратили свое существование. К сожалению, даже если изначально учредители частных вузов имели благие намерения, в дальнейшем для многих образование стало бизнесом и торговлей дипломами. В нашей стране не было и нет такого количества высококвалифицированных преподавателей, чтобы готовить столько специалистов. Студентов и сейчас многовато — учатся 3,5 миллиона человек — а было, по разным данным, до 7,7 миллиона. За последние пять лет после начала серьезных проверок качества обучения многие частные вузы стали “валиться”. Это естественный результат халтуры. Спрос очень строгий, и если он сохранится, то наши вузы по потенциалу и возможностям будут конкурировать с европейскими. 
— Как бы вы сформулировали ключевую задачу УрГЭУ?
— Наша ключевая задача — готовить востребованных специалистов, а для этого надо быть встроенными в хозяйство региона. По данным Министерства науки и высшего образования, 85% наших выпускников трудоустраиваются по специальности в течение первого полугодия после окончания вуза. Это один из самых высоких и реальных результатов для университетов России. Наши специалисты в области экономики, хозяйства, финансов, менеджмента, пищевых технологий востребованы на предприятиях не только региона, но и за его пределами. Это свидетельствует о том, что университет соответствует требованиям реального сектора экономики.
— В чем секрет такого успеха?
— Основной упор мы делаем на качество подготовки и практику. Около 20% наших преподавателей — практики. Они управляют бизнес-структурами, работают на предприятиях, в банках, органах власти. Это очень важно, поскольку университет готовит специалистов в сфере муниципальной и региональной экономики. По этому направлению у нас создана научная школа, признанная Академией наук. Накопленный годами потенциал — уникальное богатство, кадровый ресурс уральского региона. Экспертные заключения последних лет показывают, что на Урале наши выпускники самые востребованные, высокооплачиваемые и быстро адаптирующиеся. УрГЭУ входит в тройку ведущих вузов Урала, постоянно доказывая свой уровень, самостоятельность и состоятельность. Университет — один из самых малофинансируемых госбюджетом вузов страны, при этом мы развиваем материальную базу, повышаем результативность обучения, создаем систему стимулирования труда педагогов.
— Как университету удается соответствовать современным требованиям работодателей?
— Способов много. Например, мы создаем новые базовые кафедры. Недавно договорились об открытии такой кафедры с крупнейшей управляющей компанией региона в микрорайоне “Академический” Екатеринбурга. Два года назад начала действовать кафедра экономики жилищного и коммунального хозяйства, тогда же открылась кафедра экономики социальной сферы, в которую входят экономика здравоохранения, образования, социальной сферы, спорта, молодежной политики. Ведь система управления везде разная. Важно понимать: экономист на промышленном предприятии — это одно, экономист в здравоохранении — уже другое. Основа общая, но специфика разная. И университет, адаптируясь к этой специфике, создает соответствующие учебные структуры, разрабатывает программы, проводит их аккредитацию и готовит конкретных специалистов. Таким образом, мы работаем с различными крупными бизнес-структурами, силовыми органами, готовим профессионалов в сфере информационной и экономической безопасности. 
— УрГЭУ имеет немало партнеров в реальном секторе экономики, местных органах власти. 
— Совершенно верно. Качественно учить нам помогают Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области, Уральская торгово-промышленная палата, Союз предприятий оборонных отраслей промышленности и другие. Они берут наших студентов на практику, потом лучших приглашают к себе. То есть специалистов для реального сектора экономики мы готовим вместе с промышленниками, бизнесменами, предпринимателями, органами власти. Ведь очень часто лекция, проведенная на площадке банка, дает результатов больше, чем аудиторная: студенты имеют возможность почувствовать атмосферу финансового учреждения, узнать, как оно оснащено, познакомиться с техническим обеспечением. Таким образом, сокращается разрыв между реальной практикой и теоретической подготовкой. Как я уже говорил, этому способствуют и преподаватели-практики. Так, кафедрой государственно-муниципального управления вот уже шесть лет у нас заведует глава Ленинского района Екатеринбурга, бывший министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко. У нас преподает генеральный директор знаменитого Научно-производственного объединения автоматики Андрей Мисюра. Мы работаем с Уральской торгово-промышленной палатой: ее руководитель Андрей Беседин — регулярный и частый гость в нашем вузе. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем руководителям: приходите, оценивайте подготовку и забирайте лучших студентов — не пожалеете, а новые плодотворные контакты пойдут на пользу и нам, и вам. 
— В вашем университете большое внимание уделяется патриотическому воспитанию студентов. Так ли это необходимо для вуза, главным образом ориентированного на подготовку хозяйственников?
— Мы стараемся давать комплексные знания, и нравственная составляющая должна являться их основой. Россиянин должен быть гражданином и патриотом: уважать свою страну, родителей, землю, на которой он живет. Разумеется, он может иметь свою позицию по отношению к власти к существующим порядкам, но он не должен быть негодяем и предателем. Свою страну нужно уважать хотя бы потому, что именно она создала условия для получения образования. Мы — государственный вуз, и у нас всегда будут преобладать государственные интересы. Воспитание и обучение — двуединая задача. И, по большому счету, чему-либо научить не так сложно — это в определенном смысле вопрос технологии. Гораздо сложнее, обучая, воспитывать.
— Уровень вуза определяет качество научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, число рейтинговых публикаций, наличие “своих” изданий. В УрГЭУ их целая серия.
— Вуз издает четыре научных журнала. Два из них, “Известия УрГЭУ” и “Управленец”, включены в перечень ВАК РФ. Издания отслеживают важнейшие тенденции мирового экономического развития на опыте исследователей из разных стран. Рецензирование и эффективная работа с авторами способствуют постоянному повышению уровня публикуемых материалов. Журналы широко известны профессионалам, так как занимают лидирующие позиции на рынке экономических исследований в России. Издания полностью соответствуют требованиям международных баз данных, таких как Scopus и Web of Science.
“Известия УрГЭУ” издаются с 1999 года, и в настоящее время занимают 21-ю позицию в рейтинге экономических журналов. Известность им принесли публикации по тематике экономического роста, индустриализации, институциональных и технологических инноваций. В последние годы журнал издает тематические выпуски. Так, в июле к международной выставке ИННОПРОМ-2018 выходит в свет специальный выпуск — “Цифровизация экономики: технология vs. человек”. 
Научно-аналитический журнал “Управленец” в 2019 году отметит десятилетний юбилей. Издание специализируется на исследованиях в области менеджмента и маркетинга и среди российских журналов котируется в категории “Организация и управление” (по данным РИНЦ 2017 года, занимает девятое место в рейтинге SCIENCE INDEX по этой тематике). 
С 2016 года выпускается научный журнал “Индустрия питания/Food Industry”. Тематика издания — актуальные вопросы и перспективы развития пищевой промышленности, товароведения, технологии, аспекты эффективного развития агропромышленного комплекса в России. В его редколлегии семь академиков РАН, статьи публикуются на русском и английском языках. “Индустрия питания” — активная дискуссионная площадка для специалистов в области пищевой индустрии, которая способствует внедрению последних научных разработок в практику. 
Кроме того, в 2017 году мы создали еще один, электронный, научный журнал — e-FORUM. Его материалы выставляются на сайте http://eforum-journal.ru и размещаются постатейно в базе данных РИНЦ. В журнале публикуются не только преподаватели, но и аспиранты, магистранты, студенты. Для бесплатной публикации рассматриваются теоретические статьи и обзоры, результаты аналитической и управленческой деятельности практиков на русском и английском языках. Все они проходят двойное “слепое” рецензирование, поэтому мы уверены: международное междисциплинарное научное некоммерческое электронное сетевое периодическое издание e-FORUM также станет авторитетной экспертной площадкой для обсуждения научных идей.
— Многие вузы уже вовлечены в приоритетный проект “Современная цифровая образовательная среда в РФ”. Как вы относитесь к цифровому и онлайн-образованию?
— По факту оно уже существует и в ближайшее время будет измеряться сотнями и тысячами курсов. Десяти российским вузам поручено стать методическими, образовательными, научными центрами с точки зрения подготовки онлайн-курсов для всех. Бояться онлайн-обучения не надо, оно все равно не сможет заменить классическую систему образования, но как дополнение это выгодно и удобно. Благодаря онлайн-обучению можно повысить качество образования и создать конкурентную среду или, правильнее сказать, новую образовательную. К этому надо быть готовым всем вузам.
— Готов ли к этому УрГЭУ?
— Сегодня мы оснащаем все наши аудитории системой видеотрансляции и видеонаблюдения. Ведь, кроме всего прочего, это еще и вопросы безопасности. К тому же с помощью техники мы получим возможность анализировать качество лекций. Наконец, заболевший или уехавший, скажем, на спортивные соревнования студент сможет легко прослушать пропущенную лекцию в записи. Мы хотим, чтобы так было во всем университете. Удобство — очевидное. Не исключаю, что в ближайшее время законодательство позволит студентам учиться с использованием дистанционных технологий в особом режиме, а их родители смогут посмотреть, чему и как обучают их детей, сами оценить качество лекций. И это тоже встраивание в практику, социальную среду, новую систему отношений “студент — вуз — родители — работодатели”.
Василий САРЫЧЕВ
Фото предоставлено пресс-службой УрГЭУ

Нет комментариев