Плюс два

Таблица Менделеева пополнилась еще двумя элементами — Международный союз теоретической и прикладной химии (IUPAC) официально утвердил названия ливерморий и флёровий, сообщает сайт PhysOrg.
Ученые из  Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н.Флёрова Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне и Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора (Lawrence Livermore National Laboratory) в Калифорнии  предложили название флёровий (символ Fl)  для элемента под номером 114 и ливерморий (символ Lv) для 116-го элемента в декабре прошлого года. Существование этих элементов было признано IUPAC в июне 2011 года — после 10 с лишним лет независимых исследований, которые подтвердили открытия российских и американских ученых. Флёровий  назван в честь основателя Лаборатории ядерных реакций в дубнинском ОИЯИ академика Георгия Флёрова, пионера физики тяжелых ионов и открывателя спонтанного распада урана. Ливерморий  получил название в честь Национальной лаборатории США в городе Ливерморе, которая в 1989 году  заключила с Дубной соглашение о сотрудничестве. Тяжелые элементы 114 и 116 — один из результатов этого сотрудничества.
Синтез 114-го и 116-го элементов явился экспериментальным открытием существования “островов стабильности” в области сверхтяжелых элементов, что имеет фундаментальное значение для физики и химии, поскольку относится к изучению структуры ядра и проверке основополагающего закона периодичности свойств химических элементов Д.И.Менделеева, а также для понимания одного из ключевых вопросов современной науки — образования тяжелых ядер (процесса нуклеосинтеза). В рамках научной программы, над которой работает не только Лаборатория ядерных исследований под руководством академика РАН Юрия Оганесяна, но и ученые ряда ведущих ядерных центров России (Саров, Димитровград) и США (Ливерморская и Окриджская национальные лаборатории, Oak Ridge National Laboratory), впервые синтезировано шесть новых сверхтяжелых элементов с атомными номерами от 113 до 118. Сейчас, после пяти месяцев, отведенных на открытое обсуждение, утверждены названия двух из шести новых элементов. При создании 116-го и 114-го элементов ионы кальция — с 20 протонами каждый — сталкивали с мишенью из кюрия, ядро которого содержит 96 протонов. Таким образом, сначала получался 116-й элемент, который почти сразу распадался до 114-го. Но 114-й удалось получить также при замене кюриевой мишени на плутониевую с 94 протонами в ядре.