Поступайте правильно. Вуз помогает абитуриентам не потерять драгоценные баллы.

Уже наступила пора экзаменов: студенты сдают летнюю сессию, а школьники — ЕГЭ. По предварительным оценкам, почти 880 тысяч человек примут участие в сдаче ЕГЭ-2012, причем свыше 790 тысяч из них — выпускники текущего года. Наиболее популярными предметами по выбору стали: обществознание (около 500 тысяч); физика (более 220 тысяч); история (около 180 тысяч); биология (175 тысч); химия (свыше 100 тысяч). Особенности проведения ЕГЭ-2012 связаны с мерами, направленными на повышение качества информирования участников об организации проведения экзаменов и определении их результатов. Гарантируют ли хорошие баллы в школьном дневнике успешную сдачу экзамена? Конечно, “пятерки” и “четверки” в немалой степени — это залог успеха, но не всегда школьная оценка выводится из тех же критериев, что и экзаменационная. Если в уроках бывает достаточно запомнить материал, то на ЕГЭ важно уметь его осмыслить, сделать правильные выводы. Сколько бы методичек и различных “памяток” с пошаговым разъяснением всех тонкостей этого сложного и волнительного для старшеклассников процесса ни существовало, личное общение с преподавателем и возможность напрямую задать все свои вопросы они вряд ли заменят.
В Петрозаводском государственном университете — одном из признанных лидеров в области развития и использования информационных технологий среди университетов России — это хорошо понимают. “Сейчас у выпускников школ очень важный момент: выбор вуза, профессии. Наша задача — помочь им успешно сдать ЕГЭ и выбрать такую специальность, которая могла бы стать жизненным ориентиром”, — считает ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин.
Уже четыре года Региональный центр новых информационных технологий (РЦНИТ) ПетрГУ совместно с Министерством образования РК организует интернет-консультации по всем предметам для подготовки к ЕГЭ. Главная цель этих мероприятий, которые проводят высококвалифицированные специалисты университета и школ Петрозаводска — эксперты предметных комиссий прошлых лет, подробно рассказать о том, какие материалы следует использовать для подготовки к экзаменам, на какие вопросы необходимо обратить особое внимание. Разбираются и конкретные примеры, ошибки, которые наиболее часто допускаются.
Выбранный университетом формат проведения консультаций очень удобен для всех сторон: принимать участие в таких интернет-встречах могут как группы учащихся (целые классы, методические центры, образовательные учреждения), так и отдельные желающие — индивидуально с домашнего компьютера. В режиме on-line участники консультаций имеют возможность видеть презентацию, слушать преподавателя, задавать вопросы в чате. Кроме того, вопросы также можно присылать заранее по электронной почте: адреса для каждого предмета представлены на “Образовательном портале РК” http://edu.karelia.ru. Это помогает преподавателям выстроить лекции наиболее эффективно. Кстати, иногда из-за большого количества писем время проведения консультаций даже приходится увеличивать.
— Известно, что по отношению к единому государственному экзамену существуют разные мнения: кто-то “за” подобную форму проведения экзамена, кто-то категорически “против”. Учитывая, что Карелия являлась пилотным регионом для внедрения ЕГЭ, у нас была возможность продумать, как помочь нашим школьникам, особенно в отдаленных районах республики, достойно подготовиться к этому виду проверки знаний, — рассказывает директор РЦНИТ, советник главы Республики Карелия по информатизации Наталья Рузанова (на снимке). — Как показала практика, многократные консультации, проводимые для учителей школ, увы, не давали требуемого результата: многие важные рекомендации до школьников не доходили… Вот тогда и возникла идея общаться с ребятами напрямую, независимо от их места проживания. Кстати, если в начале нашей деятельности в 2009 году оnline-консультирование было доступно школьникам только в интернет-классах их учебного заведения, то начиная с прошлого года участвовать в консультациях может любой желающий непосредственно со своего домашнего компьютера, требуется только пройти регистрацию на сайте eduvideo.petrsu.ru.
Особое внимание во время консультаций обращается на то, как формируется общий балл за экзамен. Ведь в школе ученик четко знает, за что он может получить 2, 3, 4 или 5… А формирование оценки в ЕГЭ по разным предметам происходит по другим алгоритмам. Конечно, ученик не обязан досконально в этом разбираться, но должен понимать, какие ошибки приведут к значительному снижению оценки, а какие ответы смогут ее повысить. Например, по русскому языку надо уметь отличить тему от проблемы, знать, что в сочинении нельзя использовать много больших цитат, это должны быть собственные размышления о прочитанном тексте и т.д. Часто преподаватели, ведущие интернет-консультации, разбирают ошибки, которые ежегодно рассматриваются на конфликтной комиссии.
О работе конфликтной комиссии Наталья Сократовна знает не понаслышке: сама возглавляла эту непростую структуру. О чем же чаще всего забывают выпускники на ЕГЭ, что может привести к потере столь драгоценных баллов?
— Таких вещей очень много, и все их перечислить сложно. Но, к сожалению, значительная часть ошибок связана с невнимательным прочтением задания. Например: по русскому языку важно, чтобы сочинение содержало не менее 150 слов. Это в задании указано. Тем не менее порой сочинения бывают такими короткими, что проверять там просто нечего. По иностранному языку — текст должен быть не больше определенного объема, но при этом необходимо учитывать, что превышение количества слов в тексте может составлять не более 10% от заданного правилами объема. Часть текста за этой границей не проверяется, а именно в конце очень часто ученики формулируют самое главное… Очень обидно, когда на конфликтной комиссии мы сталкиваемся с ошибками, которые неоднократно разбирались на интернет-консультациях. Жаль, что школьники не воспользовались предоставленной возможностью узнать, как их избежать. Потому призываем выпускников школ: не игнорируйте интернет-консультации! На них может быть разобран именно тот вопрос, который возникнет у вас на экзамене. Не оставляйте все на последний день, вы можете не успеть.
Во время подготовки и сдачи экзамена необходимо правильно распределить время, силы и расставить приоритеты. Бывает, школьник возьмется за трудную задачу и бьется над ней, хотя, возможно, это задание не столь сильно повлияет на общую сумму баллов. Лучше на время отложить эту задачу и двигаться дальше.
Как правило, консультации по ЕГЭ ПетрГУ проводит три-четыре раза в неделю, за их расписанием можно следить на сайте “Образовательного портала РК” — , кроме того, расписание рассылается и по электронной почте во все средние образовательные учреждения республики. На основе полученного за несколько лет опыта было выбрано и наиболее удобное для школьников время для трансляции — 15.30. За час до начала специалисты РЦНИТ тщательно тестируют и готовят систему к работе. А при возникновении технических проблем они помогают подключиться к интернет-занятию всем, у кого по каким-то причинам не получается этого сделать.
Согласно статистике, с каждым годом все больше ребят самостоятельно подключаются к интернет-консультациям. Если сначала это были только учащиеся самой республики, то теперь к ним присоединились и школьники из соседних областей: Мурманской и Архангельской. Кстати, все видеоматериалы консультаций, начиная с самых первых — 2009 года, выложены на “Образовательном портале РК” и доступны как для online-просмотра, так и для скачивания.
Такая активность университета по достоинству оценена самими пользователями: в ПетрГУ постоянно приходят письма с благодарностью от родителей и учителей за проводимые консультации, особенно из отдаленных районов Карелии. Вот только один пример — письмо из Рабочеостровской средней школы Кемского района: “Позвольте выразить вам огромную благодарность за то, что вы делаете, за то, что близки к людям и даете возможность учащимся добиться своей цели и получить необходимые знания. Позвольте также выразить огромную благодарность за дистанционные online-консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проходили в нашей школе — ресурсном Интернет-центре нашего района и на которые ребята приезжали из всех школ района. Ценность ваших консультаций очень велика. Благодаря им ребята смогли сдать благополучно ЕГЭ: 99% выпускников в этом году поступили в учебные заведения. Теперь позвольте перейти к просьбе. Очень просим вас обязательно провести в этом году консультации такого же вида. Надеемся на то, что они начнутся уже с начала года”.
Помогает проведение интернет-консультаций и в распространении информации о самом ПетрГУ, его инновационной деятельности и перспективах развития, о тех возможностях, которые дает обучение в вузе. Очень часто вместе с вопросами по предметам организаторам поступают просьбы подробнее рассказать о Петрозаводском государственном университете. В результате два года назад родился цикл видео­встреч “Наш университет!”, участниками которых стали ректор университета, деканы факультетов, секретарь приемной комиссии. Накануне каждой такой встречи у желающих есть возможность задать выступающему вопросы, актуальные для будущих абитуриентов и их родителей. А интересует их многое: и сам процесс обучения в вузе, и материальная база университета, и то, как организован досуг студентов, каковы перспективы трудоустройства выпускников… Как правило, организаторы таких видео­встреч получают не менее 30 самых разнообразных вопросов. Все материалы видеовыпусков “Наш университет!” представлены на “Образовательном портале РК”.
В рамках своей социально-научной миссии ПетрГУ выстраивает профориентационную работу как систему всесторонней ранней поддержки не только своих потенциальных абитуриентов, но и в целом школьной молодежи Карелии. Наряду с массовыми, достаточно эффективными, формами профориентации школьников в самом университете активно идет и углубленная адресная работа по интеллектуальному развитию и профессиональному самоопределению обучающихся.
— Для любознательных и пытливых ребят открыты дополнительные образовательные программы в Клубе творчества программистов ПетрГУ, на горно-геологическом факультете действует Клуб юных геологов “Архей”, на математическом факультете первые шаги делает заочная Школа математики и программирования, — рассказывает проректор по довузовской и профориентационной работе Анатолий Лопуха. — Большой популярностью у школьников и учителей пользуются мероприятия и выставки Музея науки ­ПетрГУ — лауреата Всероссийского конкурса музеев образовательных учреждений высшего профессионального образования. Фестиваль “Дни науки в Петрозаводске”, организованный в апреле ПетрГУ совместно с Фондом Дмитрия Зимина “Династия”, посетили более 15 тысяч школьников, учителей, студентов и преподавателей вузов, сотрудников научных организаций.
В рамках Программы стратегического развития университета до 2014 года началась реализация проекта “Открытие”, цель которого — “открыть” университет и его замечательные возможности для сегодняшних школьников, а “умникам и умницам” помочь в “открытии” своих талантов, в достижении успеха. Основной принцип реализации проектов программы “Открытие” — партнерский: межфакультетские специализированные научные объединения университета приглашают к сотрудничеству самих ребят, учителей и родителей.

Подготовила Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев