Будет слышно

Тугоухость предложили лечить генной терапией — американские исследователи показали, что активация определенного гена в ушной улитке молодых мышей приводит к образованию дополнительных волосковых клеток, которые обеспечивают слух. Статья об этом опубликована в Journal of Neuroscience.
Генетики из Медицинской школы Университета Эмори (Emory University School of Medicine) показали, что активация гена Atoh1 в ушной улитке молодых мышей может вызвать образование дополнительных волосковых клеток. Волосковые клетки ушной улитки (внутреннего уха) начинают колебаться под действием звуковых волн. Эти колебания, в свою очередь, раздражают нервные окончания, импульсы от которых поступают в слуховую область коры головного мозга, где и происходят распознавание и анализ звуков. Ген Atoh1 контролирует формирование эпителия, к которому относятся волосковые клетки. Для наблюдения эффекта этого гена клеточные биологи создали специальную линию мышей, у которых Atoh1 активируется в клетках эпителия передней части ушного лабиринта только в присутствии антибиотика доксициклина. Это позволяет контролировать процесс и идентифицировать новые волосковые клетки.
Полученные авторами под воздействием активированного гена Atoh1 дополнительные волосковые клетки генерируют такой же электрический сигнал и так же контактируют с другими нейронами, как нормальные волосковые клетки. Однако производимый ими сигнал слабее, чем сигнал от взрослых волосковых клеток внутреннего уха. “Мы показали принципиальную возможность регенерации волосковых клеток”, — говорит руководитель исследования Пин Чэнь (Ping Chen). В то же время она обращает внимание на ограничения предлагаемого подхода, выявленные в экспериментах на мышах. Кроме более слабого электрического сигнала, производимого новыми волосковыми клетками, индуцирование гена Atoh1 доксициклином у грызунов старше двухнедельного возраста оказалось незначительным. Это, по мнению Чэнь, предполагает, что аналогичная терапия тугоухости у взрослых людей сама по себе не будет эффективна. Тем не менее результаты, опубликованные учеными из Эмори в Journal of Neuroscience, свидетельствуют о потенциале генно-терапевтического подхода к лечению тугоухости, вызванной нарушением функций волосковых клеток, или нейросенсорной тугоухости. В предыдущих опытах ген Atoh1 вносился в клетки ушной улитки грызунов на вирусном векторе, однако одним из недостатков этого метода является необходимость постоянного контроля концентрации терапевтического агента.