Выйти из тени. Образовательные кластеры нуждаются в хорошем освещении.

По данным Минобрнауки, в 2011 году не удалось устроиться по специальности 8,6% выпускников учебных заведений системы НПО. Для системы СПО эта цифра еще больше — 9,1%. Ключевую роль в решении задач прогнозирования и сбалансирования объемов и структуры подготовки кадров должны сыграть участие работодателей в подготовке и внедрении новых образовательных программ, учебная производственная практика, профориентация и информационная работа со старшеклассниками. Для этого необходимо тесное взаимодействие предприятий и образовательных учреждений разного уровня. Большие надежды тут возлагаются на кластерные механизмы. Опыт деятельности образовательных кластеров, возникших в стране в последние годы, тщательно изучается учеными и специалистами. В частности, в прошлом году Национальный фонд подготовки кадров совместно с федеральными и региональными экспертными организациями, вузами и колледжами, представителями региональных органов власти и объединений работодателей приступил к выполнению пятиэтапной НИР по проекту “Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных вузов с предприятиями и учреждениями профессионального образования других уровней в интересах развития приоритетных отраслей экономики в субъектах Российской Федерации”. Ее результаты должны выявить лучшую практику, определить существующие проблемы и сформировать условия для использования кластеров как инструмента отраслевого и регионального развития.
Уверенность в эффективности кластеров звучала и в выступлениях участников
I Открытой научно-практической конференции, прошедшей в апреле в московском политехническом колледже №19. На его площадке собрались представители школ и учреждений профобразования, Департамента образования Москвы, а также компаний — партнеров этого учебного заведения. На базе колледжа сформирован образовательный кластер для подготовки специалистов в области индустрии климата, в том числе монтажников и специалистов по обслуживанию систем кондиционирования, вентиляции, промышленного холода и других климатических систем. Важным событием конференции стала презентация созданного здесь первого в России государственного Центра микроклимата и автоматизации зданий (учебного центра профессиональных квалификаций). С помощью новых программ и самого современного оборудования студентов обучают актуальным для отрасли специальностям, а сложившиеся мастера совершенствуют себя в профессии. Социальными партнерами центра являются такие известные компании, как Samsung Electronics, Ariston Thermo Group, Daikin Europe NV, Mitsubishi Electric, Camfil Farr, Центр Автоматизации Зданий, Fläkt Woods Group, “Ремак Рус”, “Тэсто Рус”. Учебно-методическую помощь в развитии данного направления обучения оказывает ряд структур, в числе которых организация ООН по промышленному развитию ЮНИДО, Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго РФ, НП “Центр экологической сертификации — зеленые стандарты”, Ассоциация предприятий индустрии климата, медиаконсалтинговое агентство ADV2ADV.
РЭА Минэнерго, как сообщил его представитель, запланировало осуществить совместно с колледжем №19 целый ряд проектов. Первый в очереди — создание класса для демонстрации энергоэффективных технологий, где помимо занятий будут проводиться экскурсии и лекции. Кроме того, в программе учебного заведения появится новая дисциплина “Энергоэффективность и энергосбережение”.
Исполнительный директор ADV2ADV Артем Кушнерев рассказал об итогах первых лет кластерного взаимодействия с колледжем. Он сообщил, что за два года востребованным климатической отраслью профессиям было обучено 106 молодых людей; более 500 специалистов прошли повышение квалификации на курсах; вводится в строй вторая учебная площадка, оснащенная на высоком технологическом уровне. Опираясь на опыт сотрудничества с организаторами конференции, директор агентства порекомендовал всем учреждениям СПО использовать механизмы, которые помогают привлечь внимание к формирующемуся кластеру со стороны потенциальных партнеров и спонсоров: продвижение своих сайтов в Интернете, размещение информации в каталогах производителей, участие в конференциях и выставках и даже собственные СМИ. “Мало создать современную материально-техническую базу и гениальные программы. О вас никто не узнает, если вы не разработаете способы привлечения к себе людей”, — подчеркнул Артем Кушнерев.
Выступивший на конференции директор Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Артем Киселев отметил, что при создании кластерных образований существенное значение имеет активное позиционирование колледжей. По словам представителя департамента, именно они должны стать “краеугольным камнем” кластера, поскольку служат звеном, обеспечивающим взаимодействие вузов и социальных партнеров. Помимо прочего, такое сотрудничество позволяет самим колледжам регулировать параметры приема студентов и совершенствовать программы обучения в соответствии с интересами университетов и работодателей.
Артем Киселев также напомнил, что одним из принципов экономического стимулирования профессионального образования, закрепленных в комплексной целевой программе “Столичное образование” на 2012-2016 годы, стала адресная поддержка на основе конкретных достижений и результатов. При этом каждый кластер должен не только обеспечивать отработку инновационных технологий, но и стать информационной площадкой, где школьников ориентируют на современное состояние экономики, ее уровень и уклад, формируют у них понимание стратегии и перспективы развития отрасли, технологий, компаний-работодателей, наконец, вовлекают в инновационную деятельность. Будущие инноваторы должны видеть свое место в экономике Москвы, знать, куда можно обратиться с интересными идеями и где они получат реальную помощь в подготовке и реализации своих проектов.
Этот наказ в политехническом колледже уже выполняется в полной мере. Так, в рамках конференции были подведены итоги конкурса проектно-исследовательских работ учащихся средних школ и колледжей по направлениям “Техническое моделирование и конструирование”, “Информационно-коммуникационные технологии”, “Экологические и климатические технологии”. На суд жюри, в состав которого вошли преподаватели 16 школ и 22 колледжей, а также представители ЗАО “Конструктор”, в общей сложности было представлено 95 молодежных проектов. Их авторами и разработчиками стали 105 учеников и 90 студентов при поддержке 82 руководителей. Победители и призеры получили награды в виде компьютерных планшетов, фотоаппаратов, кубков и флэш-карт. Председатель Студенческого научного общества колледжа Василий Кулямин, чье выступление предваряло церемонию награждения, отметил, что юные участники конкурса “доказали свой интерес к миру взрослых, продемонстрировали желание трудиться ради развития экономики своей страны”. Значимыми итогами конференции он назвал разработку подходов к стимулированию исследовательской деятельности школьников и студентов СПО, а также обсуждение проекта кластерного договора, предусматривающего равные права сторон-участниц и их взаимовыгодное сотрудничество.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев